Символика, сюжеты и пластические особенности врат большой ступы в Санчи
Ступа № 1 расположена внутри кольцевой в плане монументальной каменной ограды, состоящей из восьмигранных столбов ("тхаба") высотой 2, 7 м, в специальные гнезда которых представлены три горизонтальных ряда круглых брусьев ("сучи" - санскр. "иглы"), соответствующие числу буддийских защит. Брусья сверху по всему периметру покрыты массивными каменными балками, вместе с которыми ограда достигает 3,4 м высоты.
Четверо каменных ворот ступы № 1 строго ориентированных по сторонам света, были возведены в 1 в. до н.э. Каждые ворота представляют собой арку, образованную тремя покоящимися на столбах выгнутыми архитравами.
Каменные ворота-тораны ступы в Санчи имеют разное скульптурное оформление. Исследователями доказано, что над рельефами ворот ступы трудились одновременно и скульпторы-монументалисты, и бригады умельцев резьбы по слоновой кости. Подавляющее большинство рельефов, украшающих ворота ступы, представляют собой визуализации джатак, коротких нравоучительных повестей о жизни Будд.
Рельефы архитравных балок ворот ступы № 1 в Санчи раскрывают различные аспекты трех священных защит буддизма. Например, на внутренней стороне восточных ворот ступы понятие "сангха" визуализировано на нижней перемычке посредством изображения многочисленных людей и животных, консолидирующихся вокруг центра жизни буддийской общины.
Понятие "дхарма" воплощено на средней перемычке через рельефный показ поклонения всего живого священному дереву Бодхи, под которым Будда получил откровение божественного закона. Верхняя перемычка снабжена изображениями небесного рая - символами слияния просветленных людей с Учителем. Перемычки по сторонам оканчиваются правильными спиралями - знаком священных буддийских свитков - сутр.
На рельефах ограды и ворот Большой ступы в Санчи имеются различные эпизоды юности Просветленного, ранние буддийские художники с исключительным рвением воспроизводили их в пластических формах. Мастера, украшавшие ступы Санчи, отвергали изображение Будды в человеческом облике. На этих рельефах Просветленный всегда представлен символами и никогда антропоморфно. Так, Великий Исход всегда обозначается конем без всадника, выходящим из городских ворот. Великая Проповедь символизируется Колесом Закона, а Паринирвана - ступой.
Богатство сюжетики и тонкость отделки рельефов Большой ступы позволяет говорить о них как об энциклопедии индийской жизни рубежа эр. Животные, растения, фантастические существа, полубоги и люди от царя до прислужника - все они образуют сложный и динамичный рисунок, повествующий о жизненном пути Будды и судьбе его Учения. Трогательны сцены, где свое преклонение перед Учением выражают животные: слоны приносят цветы ступе, лесные звери склоняются перед деревом Бодхи. На других балках весьма тщательно проработанные сюжеты джатак, как, например, на северных воротах изображена джатака о царевиче Вишвантаре, который был настолько щедр, что не мог никому отказать в просьбе, так что ему пришлось лишиться царства и своих детей, впрочем, боги, изумленные его непривязанностью ко всему, чем он обладает, затем возвратили ему всё утраченное. Эпизоды этой джатаки один за другим располагаются на внешней и внутренней стороне балки.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1464;