Идеография
Утрачивая зрительный образ и превращаясь в немотивированный знак, пиктограмма становится идеограммой (греч. «писать идею»), а пиктография – идеографией. Она возникает тогда, когда появляются первые государства, нуждающиеся в письме для управления и учёта государственного хозяйства. Идеографическое письмо основано не на звучании, а на значении, поэтому оно может быть одинаково истолковано говорящими на разных языках и диалектах. В идеографии передаваемое сообщение делится на части. Здесь уже передаётся значение отдельных слов, число знаков возрастает, форма знака меняется, часто усложняется. Так, например, в Китае слово со значением «человек» пекинец произносит «жень», кантонец – «янь», а шанхаец – «нинг». На письме все они передадут слово одним и тем же знаком, так как письмо передаёт не звучание, а понятие. Примерами идеографии считаются египетское и китайское письмо.
Китайское письмо возникло в третьем тысячелетии до нашей эры. Знаки его называются иероглифами (греч. «священное писание»), а письмо иероглифическим. Иероглифы развились из старых пиктограмм. Одним из простейших путей появления новых знаков было повторение их (например, два значка «дерево» означают «лес», три значка «дерево» означают «чащу»). Часто новые иероглифы создавались путём сочетания нескольких прежних. Сочетание иероглифа «человек» с иероглифом «дерево» означало «отдыхать», «вода» + «глаз» = «плакать», «слёзы».
Однако идеография имела ряд существенных недостатков:
· трудно было передавать слова с абстрактным значением;
· было очень много знаков;
· трудно передавать грамматические формы.
Но в Китае идеографическое письмо сохранилось до сих пор. Объясняется это рядом причин. Во-первых, изолирующий тип китайского языка не требовал особых знаков для передачи морфем с грамматическими значениями. Во-вторых, иероглифическое письмо давало возможность понимать написанное независимо от диалектных различий в звучании слова.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 608;