Проблема возникновения сознания
Одной из самых важных в философии является проблема происхождения сознания.Все многообразиеточек зрения на эту проблему, которые сложились в истории философии можно свести к трем основным:
1. Источник человеческого сознания ̶ некая надмировая духовная сущность; в христианстве – это Бог, одаривший человека бессмертной разумной душой, в объективном идеализме сознание человека является порождением мирового разума (например, в концепции Гегеля сознание человека возникло в результате саморазвития Абсолютной Идеи);
2.Сознание, отождествляясь с понятиями «душа», «духовное начало», рассматривается как неотъемлемый элемент мироздания; такова позиция, к примеру, первобытного анимизма – идеи всеобщей одухотворенности мира; в философии это воззрение получило название «гилозоизм», которого придерживались, например, такие философы-материалисты, как Демокрит, Б.Спиноза, Д.Дидро и др. Концепция всеобщей одухотворенности материи, позволяла материалистам прошлого представить появление человеческого сознания как закономерный результат эволюции природы, а не как «чудо». Однако гилозоизм не нашел подтверждения в развитии науки, а в среде материалистов осталось стремление обосновать закономерность появления сознания в ходе развития материального мира.
3. С позиции материализма сознание - высшая форма отражения действительности, итог развития всеобщего свойства материи – отражения.
Поскольку наука пока однозначно не ответила на вопрос о возможности возникновения живой материи из неживой, то в современной философии при обсуждении проблемы сознания, предпочитают ограничиваться биологическими предпосылками сознания,анализируя психические формы отражения в живой природе.
К непосредственным биологическим предпосылкам относятся:
развитая нервная система животных, сложный головной мозг;
развитие первой сигнальной системы высших животных, звуковых и двигательных средств информации;
телесная организация человекоподобных существ (строение тела, возможность прямохождения);
стадная форма обитания человекоподобных обезьян.
С этой точки зренияформированию сознания человека предшествовал длительный период психологического развития животных, у которых имеются зачатки интеллекта.
Психика животных появляется на достаточно высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организмов к изменяющимся условиям внешнего мира. В ее эволюции выделяют три этапа:
- сенсорная психика (насекомые, черви, моллюски; их поведение инстинктивно, основано на безусловных рефлексах);
- перцептивная психика (птицы, рыбы, млекопитающие; в их поведении помимо инстинктов большую роль играют условные рефлексы, позволяющие накапливать индивидуальный жизненный опыт, что повышает их уровень адаптации к внешнему миру);
- предметное мышление или «оперативный интеллект» (обезьяны; только они из всех животных способны выполнять различные операции с предметами, выполнять мыслительные задания, связанные с конкретными действиями, не требующими абстрактных понятий).
Хотя сознание человека своими предпосылками и некоторыми функциями связано с психикой высших животных, оно существенно от нее отличается:
1. Сознание человека творчески активно: животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть, поскольку человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, обладает логическим мышлением.
2. Сознание человека конструктивно: психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.
3. Сознание человека целесообразно и целенаправленно: животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение поставленной цели, идеальный образ которой содержится в сознании еще до начала деятельности.
4. Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих себя. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на самого себя как на индивидуального и социального субъекта, что позволяет ему эффективно корректировать как свои личностные качества, так и поведение в обществе.
4. Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает только те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет по меркам его собственного вида, то есть, объективно.
Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим универсальнымдостоянием общества. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определенной эпохи.
Таким образом, человеческое сознание не случайно называют высшей формой отражения. Включая в себя все виды психического отражения, присущие животному миру, оно качественно от них отличается.
Формирование сознания это одна из сторон целостного процесса антропосоциогенеза, т.е. возникновения и развития человека под воздействием социальных факторов.
Сознание человека как высшая форма психического отражения появляется в ходе антропогенезав результате трудовой деятельности, развития социальных связей и языка.
Сознание - социальное явление, как в историческом аспекте его возникновения, так и в процессе формирования сознания индивида. В философии принято различать общественное и индивидуальное сознание, однако и то, и другое - общественный продукт, поскольку сознание отдельного человека складывается под влиянием общественного в процессе социализации личности.
Возможность появления сознания превращается в действительность под воздействием социальных условий, факторов социальной жизни. Это:
труд, трудовой процесс;
общинная жизнь, совместная деятельность;
зарождение речи, речевое общение.
Важнейшим социальным фактором возникновения и становления сознания выступает трудовая деятельность людей.
В возникновении сознания выделяются три стадии трудовой деятельности, которые своеобразно оказали влияние на психику.
Это влияние можно проследить следующим образом.
Виды трудовой деятельности | Характер деятельности | Влияние на психику |
орудийно-приспособительные действия | систематическое использование предметов в качестве орудий добывания пищи | устанавливаются простейшие связи между предметами; появляются формы «ручного» мышления. |
трудовая деятельность формирующихся людей | создание простейших орудий труда, систематическая орудийная деятельность | изменение анатомии человека; обогащение мозга информацией; быстрое развитие мозга |
труд людей современного типа | применение искусственных орудий разделения труда | формирование абстрактного, понятийного мышления, разума человека |
Труд – главное отличие человека от животных. Если движение – способ существования материи, то труд можно было бы по аналогии назвать способом существования человека. Говорят также, что труд, в известном смысле слова, создал самого человека. (Оговорка «в известном смысле» означает, что труд не существовал до человека и не мог, конечно, «создавать» его буквально: сам человек и труд как его главная функция развиваются одновременно, в постоянном взаимодействии).
Животные тоже умеют пользоваться различными предметами – камнями, палками, умеют строить муравейники, термитники, соты, гнезда, копать норы и т.п. Все эти действия тем не менее принципиально отличаются от человеческого труда. Труд, во-первых, начинается с изготовления орудий труда и, во-вторых, носит целенаправленный характер.
Орудия труда – это особые, созданные человеком предметы, которые он ставит между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на последнее. Эволюция животных состояла в том, что они приспосабливали самих себя, свое тело к условиям окружающей среды. Человек посредством орудий начал приспосабливать природу к себе. Животное воздействует на природу своим собственным телом и может произвести в ней только такие изменения, какие позволяет его физическая организация, его сила и размеры. Муравьи, например, перемещают мелкие предметы, но никогда не поднимут обыкновенный кирпич.
Человек же усиливает свое воздействие на природу сначала с помощью ручных орудий, затем – механической техники и автоматических устройств. Пределов развития этого воздействия не существует: орудия труда позволяют человеку перестраивать окружающий мир, не ограничиваясь рамками своей физической организации.
Процесс труда, материального производства стал главным организатором человеческой жизни. Он коренным образом перестроил не только тело, но и психику человека. В чем состояла эта перестройка?
Второе отличие человеческого труда от деятельности животных – целенаправленный характер трудовой деятельности.
Сознание обладает уникальной способностью мысленно конструировать предметы, которых еще нет в реальном мире. Материальная трудовая деятельность – это реализация, воплощение в вещество природы мысленного образа, который предварительно строится в голове человека и используется как образец, цель процесса труда.
Вот как описывал целенаправленную деятельность человека Карл Маркс, один из крупнейших оппонентов идеалистической философии: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю».
Сознание возникает, образно говоря, для обслуживания процесса труда и совершенствуется вместе с усложнением трудовой деятельности.
Главные отличия труда человека от манипуляций животных с предметами состоят в том, что животное использует предметы достаточно случайно и эпизодично, не умеет изготовлять, сохранять и совершенствовать орудия труда; животное не создает идеальных моделей потребного будущего, которые можно было бы реализовать в трудовой деятельности. Труд и сознание – глубоко взаимосвязанные, чисто человеческие способности, ставящие человека в некотором смысле слова над природой и превращающие общество в особую, высшую форму материи.
Социальная организация (или коллективный образ жизни) была необходима для выживания первобытного человека. В процессе совместной деятельности люди учились координировать свои действия, понимать друг друга, передавать опыт от одного поколения другому. Освоение человеком опыта предыдущих поколений называют социализацией.
У низших животных практически вся необходимая организму информация передается по наследству генетически, через врожденные инстинкты. У высших животных детеныш проходит обучение у своих родителей – например, приемам охоты. У человека все социальные навыки передаются через коллективы, состоящие из себе подобных, осваиваются людьми в общении друг с другом. Личность формируется под воздействием не столько биологического наследования, сколько социального.
Как уже было отмечено, сознание возникает и формируется в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением сознания возникает и формируется язык как средство выражения мысли, хранения информации и общения. Процесс практического использования языка в человеческом общении называют речью.
В результате эволюция человечества пошла по другой линии, нежели в животном мире: вместо выживаемости за счет инстинктов ̶ выживаемость за счет знаний, накопления и передачи культурного опыта с помощью языка.
На взаимосвязь сознания и языка в процессе эволюции обращал в свое время внимание Ф.Энгельс. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отмечал, что на сознании «с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков ̶ словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание…».
Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. Биологическими предпосылками человеческого языка явились двигательные и звуковые формы общения у животных.Однако у животных существует только первая сигнальная система, на основе которой и формируются условные рефлексы. «Язык» животных – это система сигналов, передающих жизненно важную для них информацию: сигналы опасности, сигналы выражающие состояние особи (гнев, агрессию, боль) и т.п.
У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык,специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что слова обозначают отдельные предметы, их свойства, отношения. Именно наличие второй сигнальной системы (языка) позволило человеку «вырваться» за пределы чувственно-воспринимаемого мира и проникнуть в мир сущностей и фундаментальных закономерностей бытия. Возникновение членораздельной речи стало мощным средством развития человека и общества. Посредством языка происходила передача социального опыта, культурных традиций, норм и правил поведения. Через язык осуществляется связь различных поколений и исторических эпох.
В языке следует различать идеальное содержание (информацию) и ее материальный носитель.В рамках современно знаковой концепции языка материальный носитель информации (слово) обозначается термином «знак», а его идеальное содержание - «значение знака».
Знак – это материальный, чувственно-воспринимаемый объект, который несет в себе некую информацию. Знаки бывают языковые и неязыковые (знаки-сигналы, знаки-признаки: например, дым – признак огня). Языковые знаки, в свою очередь, подразделяются на естественные и искусственные.
Искусственные языки были созданы специально: системы символов для записи химических реакций, математические символы, ноты для записи мелодии, санскрит в Древней Индии для записи ведических текстов, международный универсальный язык эсперанто, созданный в 1887 г. и т.п. Основное достоинство искусственных языков состоит в том, что в них за каждым знаком закреплено совершенно определенное значение, исключающее двусмысленность и неопределенность, что особенно важно в научном познании. Введение искусственных языков существенно облегчает понимание научных идей учеными различных стран, превращая науку в поистине интернациональный феномен.
Знаки (слова) естественных языков, которые прошли длительный путь исторического развития и продолжают меняться как любое естественное, «живое» явление, многозначны: каждое слово может иметь несколько смысловых значений, так что содержание его становится понятным только из контекста речи (устной или письменной).
Но в любом языке, искусственном или естественном, сохраняется принципиальная особенность взаимосвязи знака и значения:
̶ знак материален и доступен чувственному восприятию другого человека, а содержащаяся в нем информация – нематериальна, то есть, идеальна;
̶между материальным знаком и идеальной информацией нет внешнего сходства, поэтому понять (расшифровать) содержание знака может только человек, знающий данный язык, естественный или искусственный.
Языки, как искусственные, так и естественные, выполняют в человеческом обществе целый ряд функций. Они является способом хранения и передачи социальной информации, средством общения, средством управления поведением человека, средством выражения и объективации идеального, орудием мышления.
На связь мышления и языка следует обратить особое внимание: язык – средство выражения и оформления мыслей: выразить свою мысль или усвоить чужую – значит облечь ее в словесную форму. Это происходит даже в тех случаях, когда человек «думает про себя» (феномен «внутренней речи»). Хорошо развитая, правильная речь служит признаком четкости мышления («кто ясно мыслит, тот ясно говорит»).Язык влияет на стиль мышления, но существует и обратная детерминация: влияние типа мышления на манеру излагать свои мысли. Однако было бы неправильно отождествлять язык и мышление. Их связь носит относительный характер хотя бы уже потому, что у человека одновременно с языковыми могут быть образные формы мышления, проявляющиеся, например, в искусстве. Кроме того, человеческое мышление - универсально (интернационально) и подчиняется законам логики, а язык по грамматическому строю и словарному составу – национален, его формирование зависит от конкретно-исторических процессов развития каждого народа. Именно универсальный характер мышления позволяет осуществлять перевод с одного языка на другой, делая мысли человека иной национальности, страны или эпохи общедоступными и понятными.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1137;