Предварительные замечания
Ф И Л О С О Ф И Я
(КУРС ЛЕКЦИЙ)
Под редакцией Г.М. Левина
Утверждено Редакционно-издательским
советом университета в качестве
учебного пособия
Санкт-Петербург
УДК
ББК
Ф
Р е ц е н з е н т ы:
Ф Философия (курс лекций) /под ред. Г.М. Левина. – СПб: Петрополис, 2014. – с.
ISBN
Учебное пособие «Философия (курс лекций)» включает в себя материал лекционного курса, соответствующего требованиям ФГОС 3-го поколения, разбитого на 4 модуля и раскрывающего основные проблемы, рассчитанные на формирование у студентов бакалавриата фундаментальных компетенций. В пособии рассмотрены задачи курса, история возникновения и основные этапы развития философской мысли, онтологические и гносеологические проблемы курса, актуальные проблемы социальной философии, философская антропология, философские проблемы истории и культуры.
Пособие предназначено для студентов всех направлений и форм обучения, изучающих философию.
УДК
ББК
Авторы: Быданов В.В. (введение, лекции 1, 6), Вознякевич Е.Е. (лекция 11), Доброштан В.М. (лекция 14), Левин Г.М. (лекции 5,7,9, 12), Манько Ю.В. (лекции 8, 13), Сизова Г.Б. (лекции 2, 3), Сотников А.О. (лекции 4, 15), Шашков Н.И. (лекция 10)
ISBN
Введение в курс лекций по философии
Имей мужество жить своим умом.
И. Кант
Предварительные замечания
Требования, которые предъявляются сегодня к молодому специалисту, ставят перед Вами совершенно определённые задачи: Вы должны во время учёбы в вузе не только заложить прочный фундамент научных и профессиональных знаний, но и научиться применять полученные знания на практике, воспитать в себе навыки самостоятельной активной, творческой деятельности, без которых невозможно послевузовское непрерывное образование.
Развитие творческих способностей, теоретического, логического мышления, стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию необходимы специалисту в любой области. Каким специалистом Вы будете, во многом зависит от того, какие компетенции Вы приобретёте при изучении дисциплин, соответствующих профилю Вашей подготовки в вузе.
Изучение философии во многом способствует решению указанных задач. Философия в силу специфики своего предмета и места в системе обучения выполняет основные мировоззренческую и методологическую функции, способствует формированию у Вас идейной зрелости, убеждённости, умения творчески осмысливать философские (да и не только) положения и самостоятельно применять их при анализе глобальных, цивилизационных, культурных, общественно-политических, личностных, идеологических, научных, моральных и духовных проблем.
Сам процесс овладения философией, в силу её внутренней логики, непосредственно способствует развитию абстрактного, теоретического, логического мышления − того, что называется формированием культуры мышления.
Однако все эти «умения» не приходят сами собой, им нужно учиться, воспитывать в себе навыки самостоятельной, творческой работы. Такая работа оказывается трудной и сложной. Во-первых, потому, что Вы от себя должны потребовать одновременно многих усилий: напряжения ума, памяти, воли, самокритики; иногда приходится заставлять себя активно и целенаправленно работать. Во-вторых, изучение философии, и в частности её самой объёмной и полифоничной части – истории философии, имеет свои культурные и интеллектуальные трудности, свою специфику. Здесь приходится из целого набора (часто противоречивых суждений) выбрать для себя то, которое Вам кажется более приемлемым, и обосновать свой выбор. Поэтому организация самостоятельной работы студентов по изучению философии является актуальной проблемой методики обучения философии.
Необходимо обратить Ваше внимание на одну из специфических сторон философского знания. Его основные принципы и законы носят обобщающий, всеобщий, и в этом смысле, абстрактный характер. Поэтому основная трудность в изучении философии состоит, во-первых, в углублении Вашего мышления, в выходе за рамки привычного, обыденного или узкоспециализированного мышления на уровень научного философского знания. Во-вторых, в умении выделить и осмыслить методологическое значение философского знания, его принципов и законов для науки, культуры и практической деятельности, т.е. применять абстрактные философские положения к конкретному материалу науки, культуры, искусства или практического действия.
Философия как особая форма общественного сознания непрерывно развивается, находится в вечном поиске, а как учебная дисциплина тяготеет к устоявшемуся, к незыблемым основоположениям. Существующие учебники и программы по философии рассматривают ее развитие преимущественно ретроспективно. За пределами учебника идут научный поиск, дискуссии и обсуждения. Но этот живой импульс теории отражается в учебниках с временным отставанием, только в окончательных итогах. Между тем любая теория – это не только результат, но и процесс познавательной деятельности.
Первое же самостоятельное знакомство с учебной литературой по истории философии или философскими текстами обнаруживает ещё ряд конкретных затруднений: требуется достаточно много времени, терпения и усидчивости; Вам трудно вникать в содержание философских понятий и грамотно их употреблять, трудно синтезировать, свёртывать, запоминать и воспроизводить прочитанный материал, логично и аргументировано строить свои ответы на семинарах или экзаменах. Поэтому не стесняйтесь пользоваться философскими, словарями, справочниками и др. объясняющей литературой. Нужно никогда не забывать слова В.Г. Белинского о том, что мысль, услышанная или прочитанная и, пожалуй, понятая как должно, но не проведенная сквозь собственную натуру, есть мертвый капитал. Философии, как и любой другой теоретической дисциплине, нельзя научить. Им можно только научиться.
Ещё в XVIII веке мыслитель и педагог И.Г. Песталоцци высказал мысль о том, что знание нельзя передать, можно только побудить человека к мышлению и познанию, ибо ученик – не сосуд, извне наполняемый влагой познания, а очаг мысли, который надо умело разжечь. Важно, чтобы у Вас, в борьбе со своими личностными стереотипами и узкопрофессиональной инерционностью, стал развиваться познавательный интерес к предмету и проблемам философии, который бы стал одним из главных стимулов интеллектуальной активности в процессе изучения философии.
Под интеллектуальным интересом следует понимать выработанную у человека потребность в приобретении философских знаний, испытываемое им духовное удовлетворение как их содержанием, так и собственной интеллектуальной деятельностью, направленной на получение и усвоение этих знаний.
Общие методические советы изучающим курс «Философия»
Необходимо указать на некоторые принципы и правила, руководствуясь которыми можно эффективно вести поиск и находить правильные и оптимальные решения поставленных учебных задач, успешно осваивать курс философии.
Важнейшим первоначальным условием является тщательная проработка всех основных положений конкретной темы по учебникам, учебным пособиям и рекомендуемым первоисточникам. Без вдумчивого уяснения и чёткого понимания конкретного учебного материала невозможно рассчитывать на успех. Причём из данного множества книг и справочных изданий необходимо выбрать наиболее доступные (можете иметь их дома) и адаптированные для вас.
Далее, необходимо чётко и достаточно полно сформулировать ответы на поставленные вопросы, используя известную философскую терминологию и основные философские категории. Не менее важно, чтобы в рассуждении содержались мысли и оценки, в которых выражается собственное мнение и отношение к изложенным в тексте идеям и взглядам, и их научной, социальной и исторической значимости. Следует внимательно прочитать весь анализируемый материал, не допуская поспешности, так как стремление уже из первых фраз составить полное представление легко может привести к искажённому восприятию и пониманию последующих мыслей автора, а значит к ошибочному, неверному знанию. При этом целесообразно делать различного рода записи: конспекты, тезисы, аннотации и т.п., т.е. использовать весь арсенал навыков творческой, самостоятельной интеллектуальной работы. Вообще одной из важнейших задач высшей школы является развитие самостоятельности студентов в овладении знаниями, формирование основ непрерывного самообразования. Поэтому современный студент – не столько объект обучения, сколько субъект самообучения. Он должен творчески подходить к овладению знаниями и навыками, добытыми наукой и многовековой практикой многих поколений людей.
Приступая к изучению философии, студент знакомится с системой понятий, которая для него зачастую совершенно нова и требует довольно сложной перестройки всего мышления. Наиболее частой является ситуация, когда студент переводит философские категории на язык обыденного сознания (или изучаемой им профилирующей технической дисциплины), т.е. пытается понять их при помощи привычных ему мыслительных схем. Так непреднамеренно совершается не подъём с уровня обыденного (или узко- специализированного технического) сознания на уровень философского, а наоборот низведение философии до уровня, так называемого здравого смысла (либо отрицание за философским знанием вообще какого либо общезначимого смысла).
Другая столь же типичная ситуация, с которой сталкивается преподаватель, состоит в том, что студент «знает» философский материал, но не понимает его или понимает не в достаточной мере, т.е. он знает философию формально как набор определённых положений, замкнутых в себе. Он механически присоединяет их к сведениям, полученным по другим предметам, зачастую не сознавая, что философия – не просто теория, стоящая в одном ряду с другими науками, а общая мировоззренческая и методологическая основа для сознательной работы в любой сфере человеческого знания и практической деятельности. Поэтому важно не просто знать те или иные философские положения, но и научиться философски мыслить, овладеть философской культурой.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 571;