Индивидуальные последствия общих ошибок

Если проследить путь, проделанный нормальным че­ловеческим организмом от практического здоровья к хронической болезни, то окажется, что если сами забо­левания многообразны, а их проявления у разных людей сугубо индивидуальны, то причины, породившие эти хро­нические болезни, за редким исключением на удивление однотипны. Многие из них, связанные с питанием со­временного человека, уже были названы на страницах этой книги и нет необходимости повторять их. Но на одной ошибке, которую по незнанию совершает подав­ляющее большинство людей, следует остановиться осо­бо. И хотя она стара, как сам человек, ошибка эта не то что не теряет своей актуальности, а напротив, все больше выдвигается в первые ряды острейших проблем, связан­ных со здоровьем человечества, здоровьем и телесным, и, что более важно, психическим и духовным. Речь, в част­ности, пойдет о столь «скучной» теме, как культура пита­ния. Точнее, о сравнительно узком ее аспекте—гигиене питания.

Думаю, не очень ошибусь, если скажу, что это слово­сочетание прежде всего ассоциируется у многих с обяза­тельным мытьем рук перед едой и с ополаскиванием овощей и фруктов горячей водой. Мало кто вспомнит о выборе целебных продуктов питания или о необходи­мости тщательного пережевывания пищи.

Подобное заблуждение разделяют, к сожалению, и многие практические врачи, воспитанные в традициях ортодоксальной симптоматической медицины. Да что го­ворить о них, если на памятном для меня заседании специальной комиссии Минздрава СССР, о котором я рассказывала на страницах этой книги, главный тера­певт министерства не без сарказма заявила: «Ну что нового здесь вы можете нам рассказать? О том, что нужно чистить зубы и мыть руки?»

Тратить время и силы на ликвидацию пробелов в ее медицинском образовании у меня не было тогда ни ма­лейшего желания. Однако нарастающий вал хронических заболеваний в нашей стране, да и в мире в целом, убежда­ет в том, что продолжающаяся недооценка роли гигиены питания в сохранении здоровья и лечении заболевших людей диктует настоятельную необходимость в серьез­ном, квалифицированном, с привлечением новейших на­учных данных, разговоре на эту далеко не второстепен­ную тему.

Убеждена, что давно настало время ввести в медицину наряду с санитарной гигиеной и гигиену физиологичес­кую, которая позволяла бы предупреждать нарушения физиологических функций целостного человеческого ор­ганизма. Такая гигиена изначально является неотъемле­мой частью моей Системы Естественного Оздоровления и позволяет сохранять здоровье десяткам тысяч людей. Соблюдение правил физиологической гигиены стало так­же важным лечебным фактором, помогающим побеж­дать тяжелейшие хронические недуги.

Поскольку книга эта, как явствует из ее названия, посвящена целебному питанию, органической частью ко­торого является питание лечебное, остановлю ваше вни­мание на гигиене целебного питания, которую правиль­нее было бы назвать гигиеной пищеварительного тракта человека. Подчеркиваю, пищеварительного, а не желудо­чно-кишечного, хотя сегодня между этими понятиями зачастую ставят знак равенства и совершенно напрасно хотя бы потому, что при таком подходе пищеваритель­ный тракт человека «укорачивается» на два важнейших его раздела: полость рта и пищевод. И это не случайная оговорка, а самое, пожалуй, красноречивое подтвержде­ние упрощенного, если не сказать примитивного, понима­ния их роли в процессе питания человека и, шире, в про­цессе саморегуляции его организма.

Вопреки распространенному мнению, наш рот—это не перевалочная база и не подготовительный цех, где пища проходит первичную обработку, дробится на более мелкие фракции, смачивается слюной и тут же отправля­ется через пищевод в желудок, чтобы начать затем свое долгое путешествие от одного раздела желудочно-кишеч­ного тракта к другому, где, как принято считать, только и происходит глубокая ее обработка с помощью пищева­рительных ферментов. Исследования И. М. Сеченова, труды И. П. Павлова показали ту, без преувеличения, решающую роль, которую играет головной мозг челове­ка в организации сложного многоступенчатого процесса переработки пищи. Именно мозг вырабатывает програм­му последовательного включения в этот процесс отдель­ных разделов пищеварительного тракта, определяет фер­ментативный, гормональный и кислотно-щелочной со­став выделяемых в них соков. Но чтобы выработать такую программу, он, мозг, должен располагать исчер­пывающей информацией о составе и структуре потребля­емой нами пищи.

Первым по порядку и значению источником подоб­ного рода информации является рот. Здесь находятся чувствительные окончания нервных волокон, с помощью которых мы пробуем пищу на вкус, определяем, какие продукты в нее входят, «оцениваем» пищевой комок, исследуя его плотность и влажность. Вся информация немедленно передается головному мозгу, который и вы­рабатывает на ее основе программу действий органов пищеварительного тракта.

Однако функции ротовой полости этим далеко не исчерпываются. Рот человека столь же полноправный раздел пищеварительного тракта, как и все другие. Имен­но здесь начинается процесс обработки пищи, и от качест­ва такой обработки в решающей степени зависит, на­сколько эффективным будет переваривание пищи в после­дующем.

Следующим за полостью рта разделом пищевари­тельного тракта является пищевод, которому я всегда уделяю самое пристальное внимание. Особенно, когда мне приходится иметь дело с сердечно-сосудистыми забо­леваниями. Тесное «соседство» пищевода с сердцем мо­жет искажать картину течения сердечного недуга, если и в самом пищеводе имеются болезненные явления. Не­льзя забывать об этом органе и потому еще, что он часто становится жертвой опухолевых заболеваний.

При нарушениях режима питания прежде всего начи­нает страдать нижняя часть пищевода. Причем проявля­ется это у разных людей по-разному, в зависимости от конституциональных особенностей организма. Не буду подробно останавливаться на этом, поскольку опыт древ­них целителей должен учитываться прежде всего врачом при назначении индивидуального режима питания.

А теперь, после того, как мы обратили внимание на два важнейших раздела пищеварительного тракта, о ко­торых часто и незаслуженно забывают, продолжим зна­комство с собственно желудочно-кишечным трактом. Я не случайно говорю о знакомстве, а не о расширении или систематизации знаний об этом органе нашего тела, потому что сколько-нибудь системные представления о нем у подавляющего большинства людей просто-на­просто отсутствуют.

И начнем знакомство с желудка, встроенного в наш пищеварительный тракт. Это один из отделов кишеч­ника, отличающийся хорошо развитой мышечной стен­кой и выстланный изнутри слизистой оболочкой, в толще которой находятся железы, вырабатывающие пищевари­тельные соки. С их помощью в полости желудка обрабатываются содержащиеся в пище белки.

Как вы уже знаете, при избыточном и неправильном питании стенки желудка растягиваются, мышцы стано­вятся дряблыми и слизистая оболочка истончается, рабо­та желез нарушается. Можно ли полностью восстановить функцию желудка? Как показывает мой опыт лечения, можно, но в каждом случае строго индивидуально.

В следующей за желудком двенадцатиперстной кишке происходит дальнейшая обработка пищи выделяемым здесь кишечным соком, а также желчью и соком поджелу­дочной железы. Проток поджелудочной железы и желч­ный проток открываются в полость двенадцатиперстной кишки через так называемый фатеров сосок, который абсолютно не выносит кислого содержания, поэтому если пилорус—клапан между желудком и двенадцатиперстной кишкой—приоткрыт (а при растянутом желудке это не исключение, а скорее норма) и кислое содержимое желуд­ка забрасывается в двенадцатиперстную кишку, то ждите крупных неприятностей: воспаления или рака фатерова соска, то же самое происходит и в противоположном случае, когда содержащаяся в двенадцатиперстной кишке желчь через тот же пилорус проникает в желудок и смы­вает с его стенок и без того истонченную защитную слизь: язва или рак желудка более чем вероятны.

Попадание кислого содержимого желудка через при­открытый пилорус в двенадцатиперстную кишку чревато и другими неприятностями. Я заметила, что в случае даже частичных поражений этой кишки следует реакция со стороны щитовидной железы, казалось бы никак не связанной с пищеварением. Чтобы вам понятнее стал механизм этого явления, напомню вам об открытой ака­демиком А. М. Уголевым эндокринной функции пищева­рительного тракта. Многие компоненты перерабатыва­емой в нем пищи служат предшественниками гормонов, вырабатываемых другими органами, входящими в эндо­кринную систему нашего организма, в том числе—и щитовидной железой. Таким образом, восстанавливая функции двенадцатиперстной кишки мне удается излечи­вать опухоли щитовидной железы.

Даже приведенные здесь примеры дают вам представ­ление о том огромном значении, которое имеет для нас и нашего здоровья состояние пилоруса—скромного при­вратника, призванного держать «дверь» между желудком и двенадцатиперстной кишкой постоянно и плотно за­крытой. Если его функции нарушены, и он не справляется со своими обязанностями, то здесь вам не помогут ни новейшие медицинские препараты, ни самая современная медицинская техника, ни скальпель хирурга. Только соб­людение правил гигиены пищеварительного тракта, а ес­ли надо, то и переход на лечебное питание могут вернуть в норму клапан-привратник и тем самым избавить вас от многих хронических болезней в будущем.

Из двенадцатиперстной кишки порция обработанной здесь пищи спускается в тонкий кишечник, где и проис­ходит сложнейший процесс всасывания содержащихся в ней питательных веществ. К пониманию его сущности только подошел И. П. Павлов, однако не успел сколько-нибудь глубоко проникнуть в таинство происходящих здесь событий. Это сделал его талантливый ученик, ака­демик А. М. Уголев. Не будем вдаваться в детали его интереснейших, исключительно важных научных исследований и открытий, поскольку в нашем с вами случае интерес представляют наиболее общие выводы ученого, помогающие понять причины загрязнения, а зачастую и отравления нашего организма отходами его жизнеде­ятельности—так называемыми шлаками. Проблема из­бавления от них выходит сегодня на одно из первых мест в медицине, а создание все новых препаратов для очистки от них человеческого организма превратилось в одно из прибыльнейших направлений медицинского бизнеса.

А. М. Уголев и его сотрудники обнаружили три типа пищеварения, с помощью которых осуществляется пере­работка пищи: полостное, мембранное и внутриклеточ­ное. Благодаря полостному пищеварению, происходяще­му в полости рта и желудочно-кишечного тракта осуще­ствляются начальные этапы расщепления входящих в состав продуктов питания органических соединений. Мы теперь знаем, что расщепление крахмала начинается в полости рта, белков — в желудке, а жиров—в двенадца­типерстной кишке.

Мембранное пищеварение, которое происходит на по­верхности клеток, выстилающих тонкий кишечник, с по­мощью имеющихся там ферментов, довершает расщепле­ние органических соединений и участвует в переносе мо­лекул пищевых веществ внутрь клетки.

В самой клетке имеются небольшие пузырьки—лизосомы, также заполненные пищеварительными фермента­ми, которые используются в крайних случаях.

Таким образом, основными для человека являются полостное и мембранное пищеварение. Если вы потребля­ете в пищу видовые для нас растительные продукты питания, если благодаря неукоснительному соблюдению правил гигиены пищеварительного тракта он функциони­рует у вас без отклонений от естественных физиологиче­ских норм, то расщепление органических веществ в основ­ном завершается на этапе полостного пищеварения и не­усвоенные остатки пищи остаются в полости кишечника, а затем выводятся из организма. Однако картина резко меняется, если вы придерживаетесь сбалансированного (смешанного) питания. Потребление труднопереваривае­мых животных белков и жиров затрудняет процесс их расщепления и приводит к многократному увеличению нагрузки на механизм мембранного пищеварения. В этом случае отходы пищеварения (шлаки) остаются внутри нашего организма в межклеточной среде и их удаление ляжет дополнительным грузом на выделительную систе­му нашего организма, прежде всего на печень и почки.

Но это еще далеко не все беды, которые несет нам смешанное питание. Поскольку механизм мембранного пищеварения работает в постоянном экстремальном ре­жиме, часть недостаточно обработанных пищевых ве­ществ проникает в святая святых нашего тела—внутрь составляющих его живых клеток, в том числе и клеток головного мозга. Тогда-то и возникает нужда в пищева­рительных ферментах, запасаемых клетками в лизосомах, тогда-то и запускается аварийный механизм внутрикле­точного пищеварения, совершенно несвойственного чело­веку. В результате нарушается нормальная жизнедеятель­ность клеток, их внутренняя среда загрязняется шлаками. Таким образом, внутриклеточное пищеварение—это не что иное как часть адаптационного механизма, позволя­ющего человеку приспосабливаться к неблагоприятным условиям существования, причем та самая часть, сущест­вование которой вовсе не обязательно, если человек ра­зумно относится к своему питанию, к гигиене пищевари­тельного тракта. Практика показывает, что люди, неуко­снительно придерживающиеся Системы Естественного Оздоровления, не только не испытывают необходимости в аварийном механизме пищеварения, но и не нуждаются в каких бы то ни было механизмах и средствах принуди­тельной очистки своего организма от шлаков. Все эти методики и средства, в том числе и самые новые, сущест­вующие сегодня, и те, что будут созданы завтра,—лишь часть той непосильной дани, которую приносит челове­чество в жертву поганому идолищу смешанного питания.

Тонким кишечником заканчивается та часть пищева­рительного тракта, где завершается процесс расщепления содержащихся в пище органических соединений с по­мощью собственных ферментов человека и осуществляет­ся всасывание питательных веществ.

А как же толстый кишечник?—спросит искушенный читатель.—Он же является органическим продолжением тонкой кишки и всего нашего пищеварительного тракта.

Все верно, но с одной оговоркой: если в процессах пищеварения, происходящих в предшествующих толстой кишке разделах пищеварительного тракта, главными «действующими лицами» были собственные ферменты человека, то в толстой кишке начинается царство бакте­рий, продолжающих переработку тех фрагментов пищи, которые нашими собственными средствами переработа­ны быть не могут.

К таким фрагментам относятся в первую очередь пищевые волокна, содержащиеся в растительных продуктах питания. Именно они служат главным источником пищи для наших маленьких друзей и помощников, род­ным домом которых стал наш толстый кишечник. Рас­щепляя эти волокна своими ферментами, бактерии из­влекают из них питательные вещества, необходимые им для собственного существования, попутно вырабаты­вают незаменимые аминокислоты и витамины, крайне необходимые человеку, но в его организме не продуциру­емые, а также тепло.

На этом мы, пожалуй, и завершим наше краткое знакомство с пищеварительным трактом человека. Ска­занного здесь вполне достаточно для того, чтобы созна­тельно подойти к правилам физиологической гигиены наших органов пищеварения и неукоснительно следовать им в повседневной жизни. Сами эти правила вы найдете в Приложении 1.

 








Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 569;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.