Большие группы
3.1. Большие социальные группы и психологические механизмы (особенности)
Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).
Параметры группы: композиция группы по типу деятельности (бригада, школьный класс, фирма, и т.д.); структура группы (структура власти, структура коммуникации, структура межличностных отношений); групповые процессы (групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения); групповые нормы и ценности (эталоны поведения, обычаи, нравы, традиции); положение индивида в группе (статус индивида, смена ролей, система «групповых ожиданий» – ожидаемое поведение индивида; система групповых санкций (поощрительные, запретительные, позитивные, негативные). Значение параметров группы для социально-психологических исследований.
Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).
Виды больших социальных групп:социальные слои и классы, профессионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации – глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.
Социально – психологические проблемы больших социальных групп: соотношение больших и малых групп (посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально – значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах – нравы, обычаи, традиции, образ жизни – особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка); структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт, статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т.е. потребности, интересы, настроения); соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности).
Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.
Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.
Этническая группа, или этнос (от греч. étnos – племя, народ) –исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого – представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность –нацию(от лат. natio – народ).
В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.
Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом – приданием своему этносу эталонных качеств.
Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.
Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически – настроенных; нормативно – комфортных; коньюнктурно – приспособительных; «новых русских»; переставших быть субъектами общественной жизни. Проблема фрустрации больших социальных групп.
Социально – психологические механизмы действия социальных движений: механизм «эскалации ситуации» (упрямое следование ошибочному решению – наращивание ущерба); механизм «групп – мышления» – групповой конформизм лиц, принимающих ответственное решение. Значение социально – психологической теории больших социальных групп для общественных преобразований, для деятельности социальных работников.
Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп –групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.
В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания ("классовое чутье"). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующеготипа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов,внушенных образцов поведения.
Средства массовой коммуникации больших группформируют общественное мнение – групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.
Основной социальной ценностью являетсяобщественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем ("Политика"); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Под лозунгом общественного блага совершались первые буржуазные революции. Общественное благо было основным предметом идеологов либерализма и демократии. В XIX и XX вв. была выработана основная формула общественного блага: "Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им". Производными от понятия "общественное благо" стали понятия "качество жизни", "уровень жизни", "жизненные стандарты", "благоденствие нации" (охрана территории, организация безопасности, снабжения, связи, транспорта, здравоохранения, культурной сферы, образования и др.). Степень социальной ориентации политического руководства общества определяется ее направленностью на обеспечение общественного блага. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп.
Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса – этнические группы и классы.
В сознании этноса формируется этническая картина мира – особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.
Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, при миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.
По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаютсяобщественные классы (от лат. classis – разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.
Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципесоциального партнерства всех социальных структур.
Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.
Публика – большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.
Масса – совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления:мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 3536;