Историческая справка
На территории Ельцовки стояла деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1888 году, земли при ней не было. В состав прихода Кузнецкого уезда входили: деревня Аныштаиха – 12 верст, Новокаменка – 14 верст, заселки Бедрепский – 15 верст, Пилинский – 7 верст. Причта по штату: священник и псаломщик. Содержание жалованья от прихожан 400 рублей, руш – 475 пуд, готовое помещение и доходы от треб. Прихожан обоего пола насчитывалось – 3000 душ, раскольников, обособленных порядком - - 61 душа. Расстояние от Томска в 550 верст, от благочиния в 120 верст. Было 4 часовни. Школы грамоты открыты в 1895 году, помещалась она в церковной сторожке. Учительницей была жена местного священника, окончившей курс в женской гимназии. Она получала жалование в 150 рублей в год. Кроме этого в приходе было еще 4 школы грамоты: в деревне Ново - Каменской, Бедрепской, Калтыкской, Аныштаихинской, которые содержались на средства местных жителей. Молитвенные дома были в деревнях: Калтык, Аныштаиха, Черемшанка, приписная церковь в деревне Новокаменка, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Попечительство с 1895 года. Священно – церковнослужители: священник Александр Павлович Максимов, 42 года, обучался в Барнаульском горном училище, с 11 августа 1877 года по 12 августа 1890 года состоял на службе по почтово – телеграфному ведомству, рукоположен во священника 29 апреля 1880 года, на постоянном месте с 1895 года, а с 1909 года иерей Парфений Никандрович Шевелев. Он был последним священником разрушенного храма и, псаломщика Ивана Андреевича Шабалина, 22 лет, окончившего курс церковно – приходской школы, на постоянном месте с 1901 года. В 1914 году Ельцовский благочинный округ имел примерно 7160 прихожан.
(Архив Томской Епархии)
Возле села Ельцовка, в начале 90-х 20 века под Ново - Каменкой, был создан скит во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла. Из Москвы были привезены иконы и добились того, что в с. Ельцовка был создан и зарегистрирован храм во имя Петра и Павла, ныне (в 2004г) был построен храм «Покровский», а приход остался с тем же названием.
Церкви Ельцовского благочиния.
Церковь в селе Ново - каменка была построена до революции на горе, с тремя куполами, на виду у всех в окружении белоствольных берез. В Новокаменке зарегистрирован приход в 1894 году , требы совершал священник, который приезжал из с. Ельцовка.
В селе Пуштулим была построена церковь в честь Николая Чудотворца и две часовни, одна из которых имела название Екатерининская в честь великомученицы Екатерины. Церковь располагалась в центре села, была деревянной, однопрестольной в нескольких шагах от нее располагалось церковное кладбище, на этом месте была построена школа. Причет церковный состоял из священника, псаломщика, просфорника, сторожа, приход содержался за счет треб и пожертвований мирян, и средств зажиточных людей. Часовня в честь великомученицы Екатерины была деревянной, построенной примерно в 1892 -1893г.г., находилась возле леса, где располагался целебный источник (по преданию, кто силен в вере был, тот исцелялся от страшных и многих болезней ранее неизлечимых). С приходом советской власти часовню разобрали на дрова, а источник закопали, сейчас на этом месте стоит колодец. Прихожан обоего пола было свыше 1500 душ, раскольников – 10 семей. Помимо этого на территории близ лежащих деревень от с. Пуштулим было более 5 часовен и 4 молельных домов. Церковно – приходская школа была 4-хгодичной, при выходе из которой человек считался грамотным и уважаемым и занимал ответственные места.
В селе Последниково, год основания деревни 1895 г. ( факт. 1900) была построена часовня, куда приходили люди и когда приезжал батюшка и просто по своей нужде, в честь Параскевы Пятницы, приход был обоего пола, требы совершались выездным священником из. с. Пуштулим. Школа располагалась в избе – читальне на 12 человек – 8 мальчиков и 4 девочки, учили местные жители, которые, имели хоть какое – либо образование в части церковно – приходского толка. Прихожан было 93 человека обоего пола.
В 1819 году в селах Верх – Неня, Бобровка были построены храм и часовня во имя святителя Николая Чудотворца, храм деревянный, однопрестольный и приписной молитвенный дом с часовней в поселке Садовск примерно в 1882 году, (были введении современного Солтонского района, Бийского уезда).
В селе Мартыново в 1886 году, (по другим данным в 1862 г.) построена церковь в честь Архистратига Божия Михаила. Было свое большое подворье, священник был женат, имел несколько детей. По причту числилось: Священник, псаломщик, Просфорник, Клирик, жалование от пожертвований. В 1888 году, в селе Мартыново была открыта церковно – приходская школа, которая размещалась в собственном здании, обучалось в ней в 1898 году 27 мальчиков и 5 девочек. Прихожан обоего пола было примерно 1500 человек. Учителем был Николай Лебедев, окончивший курс семинарии. В приходе все школы содержались на средства местных крестьян. Попечительство открыто в 1895 - 1898 г.г. На приходе ведется учет доходов и расходов в счетных книгах с остатком 159 руб. 74 коп. Приписные молитвенные дома в деревнях: Антипино, Брагино, Аныштаиха, Черемшанка. В 2005 году в селе Мартыново общими усилиями православных людей произошло освящение молитвенного дома – храма, приписанного к Ельцовскому храму. (Из бывшего деревянного здания, совхозной столовой, обложенного шлакоблоками). Освящен был Благочинным Бийского округа иереем Валерием (Замятиным), но, к сожалению, в начале 2010 года храм сгорел. Мартыновцы не отчаиваются, а собираются и молятся сообща.
В поселке Троицком, была открыта церковь во имя святой Троицы, купцом Скрябиным, в 1910 году священник, был выписан из Томска, деревня переименована в село Троицк в 1910 году с 1894 – 1900 гг. носило название Скрябинск, по имени одного из основателей деревни. Состав причта: Священник, псаломщик, просфорник, земли своей не было. Храм был однопрестольный, одна комната для церковно – приходской школы, учащихся было 15 мальчиков, и 8 девочек. Прихожан обоего пола было почти 300 душ, раскольников 8 человек, расстояние до благочиния 100 верст, а до Томска – 525 верст.
Хотелось бы верить, что возродится православие на территории нашего района, т.к. народ очень устал и стремится идти к Богу, понимая, что вне церкви нет спасения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архивные данные Томской Епархии – историческая справка.
2. по воспоминаниям жителей села Пуштулим
3. по воспоминаниям жителей села Последниково
4. по воспоминаниям жителей села Верх - Неня
5. по воспоминаниям жителей села Ельцовка
6. по воспоминаниям жителей села Троицк
7. Я. Е. Кривоносов Храмы Алтая справочник Барнаул 1997 г.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Соловьёв С.М. «История России с древнейших времен». Том 7, глава 2 «Царствование Фёдора Иоанновича». | | | Три корня национал-социализма |
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 997;