Когда родители хвалят
Как‑то раз часть родителей разговорилась на тему того, что было легко принимать хорошее поведение ребенка как должное и сколько нужно прикладывать усилий, чтобы делать одобрительные замечания. Они решили поставить перед собой задачу активно искать и комментировать положительные стороны в своих детях, вместо того чтобы упускать их из виду. Одна мама придумала следующий список вещей, которые она раньше не стала бы отмечать в своем пятилетнем сыне:
«На прошлой неделе Пол выучил слово «испарение» и его значение.
Он с нежностью играл с семимесячным ребенком.
Он дал мне уединиться и оставил меня в покое, после того как я объяснила ему, что мне это нужно».
Другая мама рассказала нам:
«Вчера Джошуа (ему 3 года и 9 месяцев) хотел, чтобы я почитала ему сказки, когда мы собирались выходить из дома. Когда я ему сказала, что у меня нет времени читать, потому что нам надо выходить, он уточнил:
– Я не имел в виду читать мне до ухода, я хотел, чтобы ты почитала после прихода домой.
Я ответила ему:
– Джошуа, ты действительно знаешь разницу между до и после!
Джошуа гордо кивнул:
– Ага! – Потом подумал немного и сказал: – И я знаю, когда хочу печенье. Перед обедом!»
Вот другой пример, рассказанный отцом, который решил придавать значимость достоинствам своей семилетней дочери. Как‑то утром он сказал ей:
«Я вижу девочку, которая может сама встать утром, съесть завтрак, умыться, одеться и собраться к школе вовремя. Вот что я называю самостоятельностью!»
Спустя несколько дней, почистив зубы, она подозвала своего отца и показала на свой рот:
– Вот, что я называю чистыми зубами! – сказала она».
Некоторые родители также начали замечать, как часто похвала побуждает детей быть более послушными, больше трудиться. Вот их примеры:
«Мы с мужем хотели поспать подольше в воскресенье утром, и наши двое детей не заходили к нам, чтобы разбудить нас, как они обычно делают. Когда я проснулась, я пошла к ним и сказала:
– Бринн (ей шесть), тебе, наверное, было очень сложно не мешать маме и папе. Для этого требуется большая сила воли!
Бринн ответила мне:
– Я знаю, что такое сила воли! Это значит, ты хочешь разбудить маму и папу, но знаешь, что не надо. Поэтому не будишь. Теперь я собираюсь накрыть на стол и приготовить завтрак.
Она так и сделала».
* * *
«Майкл позвал меня к себе в комнату, чтобы показать, что он первый раз застелил постель. Он подпрыгивал от возбуждения. У меня не хватило духу сказать ему, что покрывало не накрывает подушек и свисает на пол с одной стороны, а с другой стороны оно короткое. Вместо этого я воскликнула:
– Ого, тебе удалось накрыть покрывалом большую часть кровати!
На следующее утро он снова позвал меня к себе и сказал:
– Смотри, я смог накрыть еще и подушки. И даже по краям ровно!
Я была удивлена. Я всегда думала, что ребенок может что‑то сделать лучше, если ты ему указываешь на то, что он сделал плохо. Но из‑за того, что я сказала Майклу, что он сделал правильно, он захотел сделать еще лучше».
* * *
«Меня беспокоило, что Хэнс никогда не проявляет инициативу относительно какой‑либо работы по дому. К его девяти годам мне показалось, что ему пора становиться более ответственным.
Во вторник вечером я попросила его накрыть на стол. Обычно его нужно постоянно подталкивать, чтобы он довел дело до конца, но на этот раз напоминаний не потребовалось. Я сказала своему мужу в пределах слышимости Хэнса:
– Фрэнк, ты видел, что сделал Хэнс? Он достал подставки под тарелки, посуду, салатницу, салфетки, столовые приборы и даже не забыл о твоем пиве! Для этого действительно нужна высокая доля ответственности.
Не было никакой видимой реакции Хэнса. Позже, когда я поднималась к младшему сыну, чтобы уложить его спать, я попросила Хэнса подняться к себе через пятнадцать минут. Он сказал: «Ладно».
Через пятнадцать минут он был у себя и уже в кровати. Я сказала ему:
– Я попросила тебя подняться и лечь в кровать через пятнадцать минут, и вот ты здесь, точно в срок. Вот что называется – человек слова.
Хэнс улыбнулся.
На следующий день Хэнс пришел на кухню перед ужином и сказал:
– Мам, я пришел накрыть на стол.
Я была просто сражена:
– Ты пришел раньше, чем я позвала тебя. Я по‑настоящему ценю это!
С тех пор я стала замечать отдельные случаи, свидетельствующие об изменении. Однажды утром он застелил кровать, когда я даже не просила его, в другой раз он сам оделся перед завтраком. Кажется, что чем больше хорошего я в нем находила, тем легче ему было это хорошее проявлять».
* * *
«Раньше я воспитывала ребенка с помощью системы вознаграждений. Когда бы я ни беспокоилась, что Мелисса будет плохо себя вести, я ей говорила:
– Если будешь хорошей девочкой, я тебе куплю мороженое или новую игрушку, любую.
Мелисса вела себя хорошо некоторое время, но в следующий раз мне приходилось обещать ей уже другую награду.
Недавно я перестала говорить: «Если будешь хорошей девочкой, я…» Вместо этого я начала говорить: «Мелисса, было бы хорошо, если бы ты…» Когда же она делает что‑то полезное, я стараюсь это описывать ей.
Например, в прошлые выходные я сказала ей, что было бы хорошо, если бы она дала своим бабушке и дедушке почувствовать себя желанными гостями. Когда они пришли в воскресенье, она прекрасно себя вела с ними. После того как они ушли, я сказала ей:
– Мелисса, ты сделала бабушку с дедушкой такими счастливыми. Ты шутила с ними, предложила им свои конфеты и показала им коллекцию фантиков от жвачек. Вот что я называю гостеприимностью!
Мелисса вся зарумянилась.
Со старым способом она чувствовала себя хорошей только на какое‑то время, когда получала награду. С новым способом она считает себя хорошим человеком».
Часто детям нужна похвала в тот момент, когда мы меньше всего настроены дать ее, если они не делают что‑то особенно хорошо. В следующих двух примерах вы увидите родителей, оказавшихся в затрудненных обстоятельствах.
«В прошлом году (в третьем классе) у Лизы было очень плохо с чистописанием. Учительница говорила мне об этом. Я почувствовала себя так, как будто это меня критикуют. Я начала каждый вечер указывать Лизе на то, как она неряшливо пишет и как плохо составлены ее письма.
Несколько месяцев спустя Лиза написала записку учительнице по поводу того, как она ей нравится. Записка не была подписана.
Когда я напомнила Лизе, что она забыла подписаться, она сказала:
– Учительница поймет, что это от меня, потому что у меня плохой почерк.
У меня сердце упало! Она сказала об этом так прозаично, потому что смирилась с тем фактом, что у нее плохой почерк и ничего нельзя с этим поделать.
Прочитав книгу «Свободные родители – свободные дети», я решила покончить с этим. Каждый вечер, когда Лиза показывала мне свою работу, вместо того чтобы критиковать ее, я находила одно аккуратное предложение или одно слово, ну или по крайней мере одну аккуратную букву и высказывала свое мнение. Через несколько месяцев дочка заслужила похвалу, ее почерк полностью выправился!»
* * *
«Это был день, когда я радовалась всем навыкам, которым научилась. Я ехала домой со своими детьми трех, шести и девяти лет. Дженнифер (шесть лет) решила открыть большую пластиковую миску с попкорном, который она, естественно, рассыпала по всей машине. Самые разные мысли пронеслись у меня в голове: «Жадина… не могла подождать, когда мы приедем домой… посмотри, что ты наделала!» Вместо этого я просто описала проблему сухим голосом. Я сказала:
– Попкорн рассыпан по всей машине. Теперь нужен пылесос.
Когда мы приехали домой, Дженнифер немедленно пошла ко мне в комнату за пылесосом. Тем не менее не все прошло так благополучно. Когда Дженнифер доставала пылесос, она опрокинула горшок с растением, земля из‑под которого рассыпалась по всей спальне. Это было уже слишком для нее. Она разревелась.
Несколько секунд я не знала, что делать. Затем попробовала отразить ее чувства:
– Это уже слишком!.. Как досадно!
И так далее. В конце концов она успокоилась на столько, чтобы взяться за уборку машины, но ее все еще угнетала мысль о спальне.
Она пропылесосила машину и позвала меня посмотреть. Вместотого чтобы оценивать, я просто высказалась:
– По всей машине был рассыпан попкорн, а теперь я не вижу ни одной штуки.
Она была довольна собой, так как сказала:
– А теперь я хочу убраться у тебя в спальне.
– Понятно, – сказала я, возрадовавшись в душе».
Некоторые родители открыли для себя, что можно использовать похвалу даже в самых неприятных случаях, когда дети сделали что‑то, чего не должны были.
Вместо того чтобы бранить детей, они вдохновляли их на лучшее, напоминая им о прошлых примерах поведения, достойного похвалы. Вот рассказ одной матери:
«Когда Карен сказала мне, что потеряла билет на метро и, по ее мнению, он выпал у нее из кармана, я первым делом хотела накричать на нее за то, что она невнимательна. Но она выглядела так несчастно, что я смягчилась:
– Если подумать, Карен, ты держала при себе билет на метро все три с половиной семестра старшей школы. Это много дней ответственного отношения к нему.
Карен ответила:
– Думаю, да. Но больше это не повторится. Новый я буду держать в кошельке».
Другая польза от описательной похвалы заключалась в отваге, которую она порождала в некоторых детях. Приведенные ниже примеры прояснят, что я имею в виду:
«Кристин восемь лет, и, сколько я себя помню, она всегда боялась темноты. Она вскакивала с кровати множество раз после того, как мы укладывали ее в кровать, чтобы пойти в туалет, попить воды и просто проверить, дома ли мы.
На прошлой неделе выдали ее табель успеваемости, он был полон хвалебных отзывов. Весь день она восхищалась им и зачитывала его себе снова и снова. Перед тем как идти спать, она снова процитировала табель:
– «Ответственная девочка, которая хорошо ладит с остальными детьми, подчиняется правилам, уважает других, читает книги за четвертый класс, хотя учится в третьем». Она не испугается того, чего здесь нет! Я иду спать.
Она пошла спать, и я не видела ее до следующего утра. Я не могла дождаться дня открытых дверей, чтобы увидеть учительницу и сказать ей, что значили ее слова для моей дочурки».
«Брайану девять лет, он всегда стесняется, и ему не хватает уверенности в себе. Я прислушалась к его чувствам совсем недавно и постаралась не давать ему советов, как я обычно делаю, а вместо этого часто хвалить его. Два дня назад у нас состоялся такой разговор:
Б р а й а н. Мам, у меня проблемы с миссис Ай. Она постоянно цепляется ко мне и делает мне замечания перед классом.
М а м а. Да уж.
Б р а й а н. Да, представляешь, когда меня постригли, она сказала: «Посмотрите, дети, у нас новый ученик в классе».
М а м а. Хм.
Б р а й а н. А потом, когда я надел свои новые клетчатые штаны, она сказала: «О, посмотрите на мистера Модные Штаны».
М а м а (больше не в состоянии сдерживаться). Ты думаешь, тебе надо поговорить с ней?
Б р а й а н. Я уже поговорил. Я спросил ее: «Почему вы постоянно как будто нападаете на меня?» Она ответила: «Еще одно замечание вроде этого, и ты отправишься в кабинет директора». Мам, я почувствовал себя таким слабым, что мне делать? Если я пойду к директору и расскажу ему, она будет действительно придираться ко мне.
М а м а. Хм.
Б р а й а н. Может, надо перетерпеть? Осталось всего тридцать дней.
М а м а. Правильно.
Б р а й а н. Нет, я не могу просто терпеть это. Я думаю, лучше, если ты придешь со мной в школу.
М а м а. Брайан, я думаю, ты уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно справиться с этой ситуацией. Я верю в тебя. Скорее всего, ты поступаешь правильно. (Целует и обнимает его.)
На следующий день:
Б р а й а н. Мам, я так доволен собой. Я пошел к директору, и он отметил, что я не испугался прийти. Он сказал, что рад тому, какой я решительный, и хорошо, что я подумал о нем, чтобы поделиться с ним своей проблемой! Вот для чего он там сидит, понимаешь?
М а м а. Ты справился со сложной ситуацией самостоятельно!
Б р а й а н (выглядит на десять футов выше). Да!»
Этот последний пример демонстрирует воодушевляющий эффект описательной похвалы тренера футбольной команде. После каждой игры каждый член команды девяти и десяти лет получал письмо от него. Вот отрывки из трех его писем:
«16 сентября
Дорогие Томагавки,
в воскресенье вы проявили себя настоящей ЭНЕРГИЧНОЙ КОМАНДОЙ. Что касается нападения, мы забросили шесть мячей, это больше, чем в любой другой игре в этом году. Что касается защиты, мы всю игру вели на их конце поля, пропустив только один гол, который нам забросили тогда, когда исход игры был уже очевиден.
Тренировка будет в субботу на стадионе Виллетс с 10.00 до 11.15. Приходите.
Искренне ваш,
тренер Боб Гордон».
«23 октября
Дорогие Томагавки,
КАКАЯ ИГРА! КАКАЯ КОМАНДА!
Не только наша защита, выжимающая из противника все силы, не пропустила одну из самых крутых команд в лигу, вы дали им возможность сделать всего несколько хороших ударов по воротам. Наше нападение было симметричным, и целых пять игроков забили им голы. Более того, многие из этих голов явились результатом хороших передач и удачного расположения игроков на поле. Победа стала настоящей победой нашей команды, в которую вложился каждый.
Мы все еще занимаем второе место, отставая на одно очко от команды «Понкас», а осталось нам всего две игры. Однако независимо от того, каким будет конечный результат, вы все можете гордиться тем, как играли в этом сезоне.
Наша обычная тренировка пройдет в субботу на стадионе Виллетс, с 10.00 до 11.15.
Увидимся.
Искренне ваш,
тренер Боб Гордон».
«18 ноября
Дорогие Ч Е М П И О Н Ы!
Игра в эти выходные была лучшим, что я когда‑либо видел. Весь год Томагавки демонстрировали великолепное нападение и великолепную защиту. В эти выходные вы показали еще и ваше удивительное мужество и боевой дух. Даже когда время почти вышло, вы не сдавались и одержали потрясающую победу, которую вы вполне заслужили.
Поздравляю всех вас: вы все без исключения чемпионы.
Искренне ваш,
тренер Боб Гордон».
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 568;