Во второй половине XIX в.
«Великие реформы» 1860-70 гг. XIX в. изменили ход общественной мысли России. Очевидным стало противоречие сословных привилегий дворянства и самодержавной власти с формально объявленным равенством всех перед законом. Общество окончательно раскололось. Завершилось формирование основных направлений общественно-политической мысли России:
Консервативно-охранительное направление. Его сторонники считали самодержавие исконным и законным порядком в России, а сословный строй - естественным состоянием Они выступали в поддержку помещичьего землевладения и общины, приветствовали политику русификации окраинных земель империи. Опирались консерваторы на сформулированную ещё при Николае I «теорию официальной народности». Консерваторы были влиятельной силой, к ним относились реакционное дворянство, духовенство, мещане, купечество и значительная часть крестьянства.
Либерально-оппозиционное направление. Его сторонники приветствовали политику Александра II и надеялись на продолжение реформ. Их идеалом была конституционная монархия, реформы они считали главным методом модернизации страны. Либералы критиковали власть за половинчатость преобразований, их целью было превращение России в правовое государство. Либералы были наименее влиятельным направлением. У них не было единства: свой спор о судьбах России продолжали «западники» и «славянофилы». Либеральные идеи поддерживали обуржуазившиеся помещики, буржуазия и интеллигенция.
Революционно-социалистическое направление. Его сторонники своей целью считали: установление общественного порядка (социализма), обеспечивающего справедливость для всего населения. Это самое массовое и теоретически разноплановое направление. Опиралось оно на полумаргинальную интеллигенцию и учащуюся молодежь. Внутри направления можно выделить два основных течения:
1. Революционно-народническое течение, его основа - две концепции: общинного социализма Александра Ивановича Герцена и теория крестьянской революции Николая Гавриловича Чернышевского.
В крестьянской общине, по Герцену, нет буржуазных, частнособственнических начал, нет эксплуатации, царит коллективизм и взаимовыручка. При условии наделения крестьян землёй, уничтожения самодержавия и всех феодальных пережитков община будет зародышем социализма. На её основе можно избежать капитализма и сразу соединить патриархально-коллективистский быт крестьян с социализмом. Н.Г. Чернышевский по своим взглядам был не только социалистом, но и убеждённым революционером. По его мнению, Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм только с помощью революции.
Опираясь на идеи А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, революционеры 1870-х гг. выработали идеологию революционного народничества. Главной революционной силой общества они объявили интеллигенцию. Интеллигент для народников - это «критически мыслящая» личность, не связанная с существующей классовой структурой, единственный фактор, обеспечивающий исторический прогресс.
Основные течения революционного народничества:
- Бунтарское. Основоположником был М. А. Бакунин, активный революционер, участник революции 1848 г. в Германии, сидевший в тюрьме, бежавший из сибирской ссылки. Бакунин - один из создателей теории анархизма. Главное зло он видел в государстве. Народу изначально присуще стремление к свободе, его не нужно готовить к революции. Задача революционеров обеспечить «всенародный бунт». Он уничтожит государство, а с ним и неравенство между людьми и восторжествует социализм.
- Пропагандистское. Основоположником был П.Л. Лавров, полковник, преподавал в артиллерийском училище, был профессором; поддерживал студенческое движение, находился под арестом и в ссылке. В отличие от Бакунина, он полагал, что русский народ нужно готовить к революции. Подготовку следует начать с просвещения крестьян с помощью революционной пропаганды, с тем, чтобы простой мужик проникся сочувствием к сознательной деятельности революционера-интеллигента.
- Заговорщическое. Связано с деятельностью литературного критика, публициста и профессионального революционера П. Н. Ткачёва. Он не верил в возможность поднять крестьян на революцию с помощью призывов или пропаганды. Крестьянская революция, по Ткачёву, возможна только после заговора революционеров, которые, захватив власть, поднимут народ на революцию. Заговор - единственная возможность победы революции, гарантирующей социалистическое развитие России.
Лидеры названных течений мало что знали о русском крестьянстве. Большую часть жизни они провели в эмиграции. Однако, благодаря революционной риторике, все они имели в России массу последователей, попытавшихся одну за другой реализовать все три изложенные концепции.
Этапы развития народнического движения:
1. В первой половине 1870-х гг. в России возникло несколько народнических организаций. Самым известным стало «Большое общество пропаганды» (1871 год). Её членами были С.Л. Перовская, П.А. Кропоткин, А.И. Желябов, С.М. Кравчинский и др. Осенью 1873 г. П. А. Кропоткиным была составлена записка, ставшая программным документом общества, в ней революционеров призывали увеличить число своих сторонников путём «хождения в народ».
Весной 1874 г. члены общества предприняли «хождение в народ», чтобы взбунтовать его на революцию. Они пытались реализовать идею М.А. Бакунина о готовности русского крестьянина к бунту. Революционеры агитировали, переходя из деревни в деревню, нигде надолго не задерживаясь. Но крестьяне не откликнулись на пропаганду, более того многие доносили на подозрительных агитаторов властям. Было арестовано около 1000 человек, и после трёхлетнего следствия состоялся «процесс 193», на котором активные деятели движения были осуждены.
2. Неудача первого «хождения в народ» заставила обратиться к идеям П.Л. Лаврова. От призывов к бунту революционеры перешли к пропаганде своих идей в крестьянской среде. Руководящим центром движения стала основанная на дисциплине и конспирации «Земля и воля», созданная в 1876 г. в Петербурге. Она также предприняла «хождение в народ», но теперь революционеры селились в деревнях и параллельно революционной пропаганде занимались продуктивной деятельностью в качестве учителей, медиков, писарей, мастеровых. В ряде губерний появились целые поселения народников (фельдшерские пункты, мастерские).
Но вскоре стало ясно, что революции от крестьян в ближайшей перспективе не дождаться. В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» и «Чёрный передел». «Чёрный передел» продолжил пропаганду. Большинство же народников отказалось от неё, они вошли в «Народную волю».
3. В деятельности «Народной воли» воплотились идеи П.Н. Ткачёва о захвате власти революционерами и использовании государства для социалистических преобразований. Впрочем, сами народовольцы отрицали непосредственное влияние на них его идей. «Народная воля» занялась политическим террором. Власти в ответ - репрессиями. С августа 1878 г. до конца 1880 г. 22 террориста были казнены. За это же время от рук террористов погибло 27 человек и несколько десятков было ранено.
Главной задачей «Народной воли» было убийство Александра II. С 1879 г. началась настоящая охота на царя. Убийство Александра II 1 марта 1881 г. стало вершиной деятельности «Народной воли». Однако народ не поднялся на революцию, а в ответ на цареубийство власти усилили репрессии. «Народная воля» была разгромлена полицией. Вскоре произошло и идеологическое перерождение народничества, появилось «либеральное народничество», лишённое революционной сути.
4. Марксистское течение, его основа - идеи К. Маркса, считавшего, что только рабочие (пролетариат), захватив власть, смогут построить социализм. Возникновение рабочего движения и разочарование в народничестве сделали Маркса популярным.
В 1883 г. в Женеве один из создателей «Земли и воли» и «Чёрного передела» Г.В. Плеханов организовал первую марксистскую группу «Освобождение труда». Марксисты доказывали, что Россия уже вступила на путь капитализма, поэтому народнические идеи о построении социализма через общину беспочвенны. Революционеры должны ориентироваться не на крестьянство, а на пролетариат - единственный последовательно революционный класс. Собственные марксистские кружки появляются в России - Д.И. Благоева, П.В. Точисского, М.И. Бруснева и др. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В.И. Ульяновым (Лениным), по его образцу подобные организации создавались по всей России.
Литература
1. Балакин, Ю.В. Очерки по отечественной истории: учеб. пособие / Ю.В. Балакин и др. - Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. - С. 181-184.
2. Карпачёв, М.Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России (60-е - нач. 80-х гг. XIX в.) / М.Д. Карпачёв. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1985. - С. 44-232.
3. Отечественная история: Вопросы. Ответы: учеб. пособие для вузов / Ш.М. Мунчаев и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 135-151.
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 746;