Вредности, связанные с нарушением санитарно-гигиенических условий.
Очень часто работа хирурга протекает в неблагоприятных условиях, прежде всего это касается микроклимата операционных. Температура воздуха в операционных может достигать 27-28°С (при норме 20°С), влажность - 80% (при норме 50%), часто увеличено содержание углекислого газа, тяжелых ионов, микробное загрязнение. В результате неблагоприятного температурного режима большая часть хирургов испытывает нарушение терморегуляции. Потеря жидкости за счет потоотделения составляет до 700 г за операцию и более. Бестеневая лампа вокруг себя создает неблагоприятный микроклимат с температурой на 1.5-2°С выше.
Большое значение имеет применение анестезии. Это приводит к увеличению окисляемости воздуха (количеству кислорода, которое требуется на окисление 1 м воздуха), а следовательно к снижению содержания кислорода в операционной. Так при норме окисляемости 2-3 мг/м3 в операционных она может достигать 40 мг/м и более. Концентрация анестетика в воздухе во многом зависит от вида наркоза: при масочном наркозе она повышается в 5-6 раз, при интубационном - иногда в 50-70 раз.
Существуют данные согласно которым в плохо вентилируемых помещениях у анестезиолога в крови концентрация анестетика в крови всего в 1.5 раза (!) меньше, чем у больного. Фторотан обладает гонадо-тропным, эмбриотоксическим, сенсибилизирующим и тератогенным действием. Это особенно важно для женщин-анестезиологов и хирургов. У них изменяется менструальный цикл, нарушается течение беременности, чаще наблюдаются выкидыши, поздние токсикозы и осложнения при родах. Таким образом, беременные женщины на время беременности и кормления должны отстраняться от работы в операционной.
К биологическим факторамотносятся инфекционные заболевания, прежде всего гепатит В, ВИЧ-инфекция, венерические заболевания (у гинекологов). Гепатит В у врачей во всем мире встречается в 3-6 раз чаще, чем у остального населения.
Американские ученые считают, что все секреты больного (моча, кал, слезы, слюна) опасны для врача в плане заражения ВИЧ-инфекцией. Опасно попадание крови даже на неповрежденную кожу и слизистую глаза, что может иметь место при оказании экстренной помощи. Кровь
больного может попасть на кожу во время операций припроколе перчаток, при стоматологических вмешательствах идр.
Учитывая все более широкое распространение ВИЧ-инфекции следует осторожно относиться ко всем поступающим больным и рассматривать их как потенциальных вирусоносителей с соблюдением всех необходимых мер предосторожности (использование перчаток, масок, защитных очков или прозрачной ширмы для глаз и тд.)
Действию рентгеновского излучения подвергается в настоящее время все больше врачей, которые не входят в штат рентгенологов, но часто имеют дело с рентгенологическими методами диагностики (травматологи, торакальные хирурги, урологи идр.). При этом хирурги не имеют таких льгот как рентгенологи.
Работа в барокамерахтакже является вредным фактором. В барокамерах проводится гипербарическая оксигенация, которая используется при операциях на сосудах, сердце, при гангренах, при отравлениях угарным газом и др. Хирурги работают при давлении 2-3 атм. При давлении в 3-4 атм. возможны осложнения со стороны психики, эйфория, ведущие к неадекватному поведению врача. При нахождении в барокамере может возникнуть дизбария - боль в ушах, синусах. После работы под повышенным давлением необходимо постепенное его возвращение к нормальному (декомпрессия).
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 987;