Алкогольное опьянение

Опьянение проявляется психическими, неврологически­ми и соматическими нарушениями. Их тяжесть зависит не только от дозы алкоголя, но и от скорости его всасывания из желудочно-кишечного тракта и от чувствительности к нему организма. Всасывание алкоголя происходит в желудке и в тонком кишечнике. Обильная, особенно богатая жиром и крахмалом (картофель) пища замедляет всасывание. На­тощак и в присутствии углекислоты (шампанское, газиро-


\

ванные напитки) всасывание ускоряется. Чувствительность повышается при утомлении, голодании, недосыпании, ох­лаждении и перегревании. Переносимость алкоголя снижена у детей, инфантильных подростков, стариков и у сомати­чески ослабленных людей. Она может зависеть от генети­ческих факторов, например от определяющих активность ферментов, перерабатывающих алкоголь. Из-за генетически обусловленной низкой активности этих ферментов некото­рым народам Крайнего Севера присуща крайняя неперено­симость алкоголя: от умеренных доз у них может наступить опасное для жизни коматозное состояние.

15.1.1.Типичная картина (простое опьянение)

У непьющих эта картина простого опьянения встречается наиболее часто. В зависимости от тяжести состояния принято выделять три степени опьянения.

У лиц с легкой степенью опьянения состояние напоминает гипоманиакальное и обычно проявляется повы­шением настроения (эйфория) с чувством довольства, ком­форта и желанием общаться с окружающими. Люди стано­вятся говорливыми, речь делается громкой и быстрой, ми­мика утрированной, жесты размашистыми, движения порывистыми, но менее точными. Внимание легко отвле­кается. Качество работы, особенно требующей сосредоточе­ния, ухудшается, но свои возможности человек переоцени­вает. Отмечаются гиперемия лица, тахикардия, повышение аппетита и растормаживание сексуального влечения. Через, 2—4 ч наступает вялость и сонливость. Весь период опья­нения вспоминается хорошо.

У лиц со средней степенью опьянения отмечаются выраженные неврологические нарушения: речь делается смазанной (дизартрия), походка — шаткой, при стоянии они покачиваются (атаксия), почерк резко меняется, при пальце-носовой пробе промахиваются. Нередко возникает тошнота и рвота (при развитии алкоголизма их уже не бывает). Настроение неустойчивое: эйфория с бурными про­явлениями веселья чередуется с раздражительностью, оз­лобленностью, склонностью к скандалам и агрессии. Вни­мание переключается с трудом. Ориентировка в окружаю­щем сохранена. Возбуждение сменяется глубоким сном, за которым следуют разбитость, вялость, головная боль. О не­которых событиях во время опьянения могут помнить смутно.

7—1039 193


Тяжелая степень опьянения проявляется прогрес­сирующим угнетением сознания — от выраженного оглу­шения до сопора и комы. Во время оглушения опьяневшие стоять не могут (атаксия). Лицо амимично. Рвота опасна аспирацией рвотных масс. Нередко недержание мочи и кала. Тело становится холодным, конечности — цианотичными. Оглушение с маловнятным бормотанием или отдельными эмоциональными выкриками переходит в беспробудный сон — сопор, во время которого даже старый прием — запах нашатырного спирта — не пробуждает, а лишь вы­зывает гримасу и стон (псевдоаффект). В коматозном со­стоянии исчезает реакция зрачков на свет, а при углублении комы — корнеальный рефлекс, дыхание делается затруд­ненным, пульс ослабевает. После пробуждения от тяжелой степени опьянения воспоминаний не сохраняется (амнезия). Несколько дней удерживается астения и потеря аппетита.

15.1.2.Атипичная картина опьянения

Атипичная картина опьянения развивается при некото­рых видах психопатий (расстройств личности), после пере­несенных в прошлом черепно-мозговых травм, мозговых инфекций, нейроинтоксикаций, психических заболеваний, при некоторых хронических соматических заболеваниях. Атипичному опьянению способствуют также вынужденная бессонница, сильный эмоциональный стресс, а также соче­тание алкоголя с другими токсическими и лекарственными средствами.

Дисфорическое опьянение встречается при эксплозивных и эпилептоидных психопатиях и акцентуациях характера эпилептоидного типа, после черепно-мозговых травм, при эпилепсии с изменениями личности. Вместо эйфории воз­никает дисфория — злобно-мрачное настроение с желанием “разрядиться” на окружающем. Больные пристают к другим людям, задирают их, наносят побои, иногда жестокие, в драке звереют. Ломают вещи, бьют стекла и посуду. Сек­суальная агрессия сочетается с садизмом. В одиночестве могут наносить самоповреждения, особенно порезы.

Депрессивное опьянение характерно для тех, кто вообще склонен к депрессиям (циклоидные и сенситивные лично­сти), или для перенесших тяжелые психические травмы, употребляющих алкоголь, чтобы “забыться”. Жалобные при­читания и плач сопровождаются высказываниями о мрачной безысходности, самоупреками, самобичеванием или обви-


нениями других в несправедливости. У больных в состоянии легкого опьянения иногда бывает только мрачный вид, они молчаливы, переживания таят в себе. В эти моменты они могут совершать неожиданные для окружающих суицидные действия.

Сомнолентное опьянение встречается у астеничных и ослабленных субъектов, при быстром всасывании алкоголя (газированные напитки), а также при его сочетании с тран­квилизаторами или клофелином. Эйфория мимолетна или вовсе отсутствует, вегетативные нарушения не выражены. После приема алкоголя быстро наступает крепкий сон. Его глубина и продолжительность зависят от степени опьянения, возможен переход в сопор и кому.

Истерическое опьянение возникает при гистрионическом расстройстве личности (истерической психопатии) и при истероидной акцентуации характера. Проявляется бурной экспрессией — патетическими интонациями, выразитель­ными жестами, позами, утрированной мимикой. Пьяный перед окружающими разыгрывает спектакль, изображая не­счастного и страдающего или выдающуюся личность, никем не понятую и т. д. Опьянение может завершиться истери­ческим припадком.

Другие виды атипичного опьянения, например гебеф-реническое с нелепым хохотом и кривляньем или импуль­сивными поступками, встречаются довольно редко.

15.1.3. Патологическое опьянение

В редких случаях прием алкоголя (иногда даже неболь­шого количества крепких напитков у непьющих) вызывает транзиторный (кратковременный) психоз. Начало его вне­запное, а длительность — от получаса до суток. Протекает с картиной сумеречного состояния или острого параноида.

Сумеречное патологическое опьянение проявляется от­решенным видом больных, которые куда-то стремятся, от кого-то убегают, проявляют агрессию — жестокую и бес­смысленную. Движения хорошо координированы. Сохраня­ется возможность действий, требующих навыков и даже ловкости. Поэтому на окружающих они не производят впе­чатление опьяневших, а лишь слегка выпивших. В контакт с ними вступить не удается. Совместная с кем-либо дея­тельность невозможна, все поступки совершаются в оди­ночку. Действуют молча или с отдельными злобными вы­криками. Лицо бледное, зрачки расширены. Все завершается

7* 195


крепким сном (порой засыпают в самом неподходящем ме­сте) или полной прострацией с вялостью и безучастностью к тому, что происходит вокруг, и убеждением, что все, что они натворили, не имеет к ним никакого отношения. Ам­незия обычно бывает полной. Реже сохраняются отрывочные воспоминания, похожие на сновидения: сперва их помнят, а потом забывают. Этот тип патологического опьянения чаще возникает у тех, кто перенес черепно-мозговые трав­мы, болен эпилепсией или при эпилептоидной психопатии. Параноидное патологическое опьянение отличается вне­запным, как озарение, бредовым толкованием происходя­щего вокруг. С ним могут быть связаны иллюзии, реже слуховые и зрительные галлюцинации. Обычно преобладает страх: считают, что окружены бандитами, террористами, что их хотят убить и т. д. Реже преобладает бред отношения или воздействия. Содержание бредовых переживаний не­редко связано с ранее виденным или от кого-то услышанным, но произведшим большое впечатление. Как правило, на­блюдаются также некоторые изменения сознания: отдельные периоды времени или эпизоды полностью выпадают из па­мяти, другие, наоборот, могут запоминаться своей необыч­ной яркостью, видением малейших деталей. Все завершается обычно не сном, а состоянием прострации.

15.1.4. Лечение

Легкое опьянение лечения не требует. Неукротимую рвоту можно прервать внутримышечными инъекциями га-лоперидола, тералена (алимемазина). При коллаптоидном состоянии показано внутривенное вливание кофеина с глю­козой. Дисфорическое возбуждение устраняется инъекцией сибазона (седуксена). При сопоре и коме наиболее эффек­тивно внутривенное вливание бемегрида с кофеином, кор­диамином и глюкозой, а также интенсивная дезинтоксика­ция (капельные внутривенные вливания глюкозы, реопо-лиглкжона, гемодеза, диуретиков).

15.1.5.Экспертиза

Осуществляется на основании клинических признаков опьянения и специальных диагностических приемов. Наи­более важными среди последних является определение со­держания алкоголя в крови. В норме у здоровых непьющих людей постоянно содержится в крови до 0,02%0 (до


0,02 г/л) “эндогенного алкоголя” — продукта естественного метаболизма. Тяжесть опьянения зависит от концентрации в крови этанола. Распространена ориентировочная схема оценки тяжести опьянения по содержанию алкоголя в крови (в г/л):

до 0,3 — опьянения нет

0,3—1,5 — легкое опьянение

1,3—3,0 — опьянение средней степени

3,0—5,0 — тяжелое опьянение

6,0 и выше — опасное для жизни

Наиболее точным специфичным и чувствительным ме­тодом определения алкоголя в крови служит газожидкостная хроматография.

Для предварительного заключения используются мало­специфичные качественные пробы обнаружения алкоголя в выдыхаемом воздухе (дуют в раствор через трубку в течение 15—20 с).

Реакция Рапопорта4 состоит в том, что под дей­ствием продуваемого алкоголя обесцвечивается розовый 0,5% раствор калия перманганата с добавлением капель серной кислоты. Однако обесцвечивающее действие прояв­ляют также содержащийся в выдыхаемом воздухе ацетон (больные сахарным диабетом!), бензин, эфир.

Реакция Мохова — Шинкаренко ставится в специальных стеклянных индикаторных трубочках, содер­жащих мелкозернистый силикагель, обработанный хромо­вым ангидридом и серной кислотой. Перед употреблением обламывают оба конца запаянной трубочки и дуют через широкий конец. От алкоголя желтая окраска меняется на зеленую или голубую, от бензина — на коричневую.

Состояние опьянения диагностируют наркологи, психи­атры и неврологи, а в их отсутствие — врачи других специ­альностей (нередко дежурные врачи приемных покоев). Ос­видетельствование проводится по направлению органов ми­лиции или учреждений, где работает подэкспертный. В направлении должны быть указаны фамилия, имя, отче­ство, дата и час выдачи направления, факты, заставившие заподозрить опьянение, и куда следует передать заключение.

15.2. Алкоголизм

Пьянство как предшественник алкоголизма. Многократ­ное и даже довольно регулярное употребление алкоголя в дозах, вызывающих выраженное и даже сильное опьянение,


само по себе не является алкоголизмом как болезнь, если не сопровождается характерными для этого заболевания признаками." В развитых странах не более 10% взрослой популяции относится к абсолютаьШгтрезвенникам — пол­ностью воздерживающимся от спиртных напитков. Пьянст­вом принято считать такие многократные и регулярные выпивки, которые наносят явный ущерб соматическому здо­ровью или создают социальные проблемы на работе, в семье, в обществе. Ему нередко дают разные названия: “злоупот­ребление алкоголем”, “бытовое пьянство”, “донозологиче-ский алкоголизм” и др.

Алкоголизм обычно развивается после нескольких лет пьянства (злокачественные формы даже за год—два). Од­нако некоторые лица могут пьянствовать многие годы без развития у них алкоголизма.








Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 788;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.