Византия во второй половине IX — середине XI в.
Византийская деревня во второй половине IX— вX в.После разгрома восстания Фомы Славянина и подавления движения павликиан натиск феодализирующихся землевладельцев на общину усилился. Имущественное расслоение в деревне ускорилось. Часть разорившихся общинников уходила в города, становилась наемными работниками. Большинство же оставалось на месте, шло в кабалу к разбогатевшим соседям, продавало за бесценок им свои участки, уступало на них право собственности, селилось на чужой земле на положении зависимых (париков). Иногда целые деревни-общины попадали в зависимость от крупных землевладельцев. Динаты (т. е. могущественные люди, как стали называть богатых и влиятельных лиц) нередко самовольно захватывали общинные земли и насильно превращали бывших свободных общинников в своих париков.
Аграрное законодательство императоров Македонской династии.Обедневшие свободные крестьяне были не в состоянии уплачивать налоги в казну. Приходилось и из стратиотских списков вычеркивать тех, кто, разорившись, не мог отбывать службу. Поэтому доходы государства от налогового обложения стали быстро сокращаться, а численность стратиотского ополчения уменьшаться, что не могло не беспокоить правительство. Стоявшая у власти высшая чиновная знать во главе с императором, богатевшая за счет выплат из казны, пыталась помешать упадку общинного землевладения и разорению крестьян-налогоплательщиков и воинов. Императоры Македонской династии (867—1056), отражавшие интересы этой знати, издали ряд законов (новелл) о земле. В начале 20-х годов X в. было восстановлено право общинников на первоочередную покупку земли своих односельчан. Затем такое же право общины получили на покупку и динатских земель. Проданные же до 30 лет назад крестьянские участки подлежали безвозмездному возвращению прежним собственникам или их наследникам. Но законы эти соблюдались плохо. Число париков неуклонно возрастало.
В новелле 934 г. признавалось, что обезземеливание крестьян убыстрилось, что динаты, «презирая императорские законы», продолжают притеснять крестьян, «сгоняют их с собственных полей, вытесняют с принадлежащей им земли». В самих новеллах делались все большие уступки динатам. В конце 60-х годов у общин
было отнято право на первоочередную покупку земли динатов. Внутри самой общины появились богачи, превращавшиеся в динатов. Оставаясь юридически общинниками, они использовали «право предпочтения» при покупке земли и порой превращали целые деревни в свои поместья. В 996 г. император Василий II объявил таких разбогатевших общинников динатами, незаконно захватившими земли соседей, и отменил срок давности: отныне общины имели право требовать возвращения своих земель независимо от времени, когда они эти земли потеряли. Но и эта последняя мера лишь временно затормозила разорение свободных крестьян-налогоплательщиков.
В середине X в., стремясь помешать сокращению численности войска вследствие разорения стратиотов, императоры объявили участки стратиотов неотчуждаемыми. Способных отбывать воинскую службу крестьян внесли в особые списки. С крестьянского участка определенной ценности выставлялся воин-всадник, с участка несколько меньшей ценности — воин-моряк или пехотинец. Если участок дробился, воина вооружали совладельцы в складчину.
Но процесс феодализации не прекратился. Большинство стратиотов растворялось в остальной массе крестьянства, становясь либо невоеннообязанными налогоплательщиками, либо париками. Лишь малая часть стратиотов превращалась в динатов. Социальный состав армии изменялся. Возрастала роль тяжеловооруженной конницы в качестве ядра армии. Повышалась стоимость вооружения конного воина, а вместе с нею — и стоимость участка, с которого выставлялся всадник. Владелец такого участка уже резко выделялся среди крестьян: он являлся, в сущности, мелким вотчинником. Таких стратиотов в X в. было, однако, еще немного. Опасаясь усиления военной знати в провинциях, императоры продолжали созывать терявшие боеспособность крестьянские ополчения и все чаще прибегали к услугам наемников — норманнов, русских, армян, грузин, арабов и др.
Категории сельского населения.Сложившееся в VIII—XI вв. крупное землевладение являлось землевладением нового, феодального типа. Оно было основано на труде зависимого держателя — парика, пришедшего на смену рабу, колону, полусвободному арендатору. В XI в. значительная часть крестьян превратилась в наследственных зависимых держателей земли, принадлежавшей крупным феодальным землевладельцам. На положение париков переводили и наемных работников, и рабов. Труд рабов в X в. еще использовали в крупных поместьях, особенно в качестве пастухов, но в XI в. они уже не играли почти никакой роли в сельском хозяйстве.
Парики всех категорий в IX—XI вв. еще не были прикреплены к земле. Юридически они признавались свободными и полноправными подданными, фактически их свобода была резко ограничена как государством, так и землевладельцем. Господствующим видом ренты была продуктовая, но возрастала также роль отработочной. Если феодал получал от императора право оставлять себе, а не сдавать в казну налоги, собранные с париков его имений, эти налоги фактически превращались в денежную ренту. Много крупных имений принадлежало в то время императорской семье и правительственным учреждениям. Зависимых крестьян таких имений называли государственными париками. Они платили ренту продуктами и налоги в казну. Феодальная рента в 2—3 раза превышала размеры государственных налогов.
Однако нелегкой была и участь свободных налогоплательщиков. В XI в. государство, взимавшее налоги в денежной форме, резко усилило налоговый гнет. Крестьяне платили синдну — ее долго взыскивали натурой, а с конца X в. стали переводить на деньги — и капникон (подворный денежный взнос), взимавшийся даже с безземельных. Кроме того, существовало множество иных поборов и пошлин, нерегулярных и регулярных, на все виды собственности и доходы крестьян. Привлекали крестьян и к разного рода отработкам в пользу казны. Но главным бедствием был не столько податной гнет, сколько чиновный произвол при исчислении и взыскании государственных налогов.
В X—XI вв. императоры щедро одаривали церковь и монастыри, а также угодных им сановников землей из императорского домена и деревнями с государственными париками. Все чаще они стали практиковать и раздачу солёмниев, т. е. пожалований, получателям прав взыскивать в свою пользу все или часть казенных налогов с сел или округов. Уже в XI в. появился особый вид солемния — пожалование на срок жизни в награду за службу налогов с определенной территории с правом управлять этой территорией. Этот вид пожалования назывался иронией. Полное развитие он получил в XII в. (см. гл. 17).
К концу XI — началу XII в. в Византии, несколько позже, чем в Западной Европе, завершилось оформление основ феодальных отношений и становление основных классов и институтов феодального общества.
Феодальный город в Византии. «Книга эпарха». С середины IX в. начался подъем византийских городов, происходивший уже на новой основе: большинство их населения составляли свободные мелкие производители-ремесленники, обладавшие своим инструментарием и самостоятельно трудившиеся в мастерских-лавках. Значительно возросло производство ремесленных изделий, улучшилось их качество, расширилась внутренняя и внешняя торговля. Увеличилось количество денег в обращении. Крупнейшую роль в торговле с южнославянскими странами, Востоком и Западной Европой играла в X—XI вв. Фессалоника. Возросло значение Коринфа, Фив, Адрианополя, а в Малой Азии — Никеи, Эфеса, Амастриды, Трапезунда. Самым крупным и многолюдным городом оставалась столица — Константинополь, важнейший торговый центр всего европейского средневековья, главный посредник в связях между Европой и Азией, надежно защищенный узел мировых торговых связей.
О формах организации ремесла и торговли в Константинополе сообщает важный памятник X в. «Книга эпарха» — сборник постановлений эпарха, сановника, возглавляющего городское управление. Лица, занимавшиеся важнейшими видами ремесла и торговли, были объединены в корпорации — профессиональные организации, пользовавшиеся рядом льгот и защитой властей. Не объединенные в корпорации ремесленники и торговцы могли заниматься своим делом лишь в том случае, когда они не составляли корпорациям конкуренции.
Наибольшие привилегии имели корпорации торговцев, а не ремесленников. Состоятельные мастера использовали труд наемных работников — мистиев, а также рабов. Корпорации находились в полной зависимости от государственной власти; она обеспечивала их крупными заказами на вооружение и снаряжение армии и флота, на убранство дворцов, роскошные одежды, драгоценную утварь церквей. Государство осуществляло над корпорациями мелочный, придирчивый контроль. Масштабы производства, размеры мастерской, запасы сырья, место и время торговли определялись не корпорациями, а специальными чиновниками городского эпарха и обусловливались интересами государственной казны. Константинопольские ремесленники и торговые корпорации были генетически связаны с позднеримскими коллегиями и существенно отличались от возникших позднее западноевропейских цехов (см. гл. 7).
Государственный аппарат.Всемерное укрепление центральной власти — таков был путь развития системы управления империей в X—XI вв. Сложилась громоздкая иерархия должностей. Количество ведомств достигло шестидесяти. Важнейшим из них было налоговое. Большую роль играло ведомство государственной почты и внешних сношений, славившееся искусством дипломатии, а также обеспечивавшее разведку за границами империи и тайный сыск внутри страны. Каждому должностному лицу присваивался титул. Иерархия титулов была узаконена особой табелью о рангах.
Помимо высших чиновников, возглавлявших ведомства, крупные должностные лица, располагавшие многочисленным штатом, имелись и в императорском дворце. В руках придворных сановников сосредоточивалась иногда огромная власть. Подчас они оказывались в роли всесильных временщиков при слабых императорах.
Императорский синклит был всецело подчинен главе империи, но его значение в определении внутренней и внешней политики возрастало в кризисных ситуациях, во время междоусобий. С середины IX до конца XI в. в синклите преобладала чиновная знать.
Церковь в Византии во второй половине IX—XI в.Влияние церкви на общественную жизнь Византии в этот период снова значительно усилилось. Союз церкви с государством отличался здесь особой прочностью; церковь при этом находилась в подчинении у центральной власти. Патриарх не являлся, подобно папе, главой светского государства, да и выборы его целиком зависели от воли
императора. Епископы не имели личных владений. Доходы церкви определялись в основном милостью императора. Имевшие силу обычая «добровольные» приношения населения лишь в конце X в. были узаконены государством как церковный налог (каноникон), уплачивавшийся подворно деньгами и натурой.
Монашество в Византии было несравненно более многочисленным, чем на Западе. На землях империи имелось множество крупных, средних и мельчайших монастырей. Мистические настроения были широко распространены среди угнетенных, и немало крестьян укрывалось в монастырях от безотрадной действительности. Но монахи-крестьяне попадали в разряд низшей братии, неустанно трудившейся на монастырской земле и мало отличавшейся от париков. Особенно быстро монастыри росли в XI—XII вв. Каждый император, видный сановник, полководец и церковный иерарх возводил свой монастырь, наделяя его богатыми владениями. Крупнейшие монастыри (Студийский в столице и монастыри Афона) активно вмешивались в политику. Соперничавшие за власть группировки господствующего класса искали поддержки монашеских кругов.
Официально христианская церковь считалась единой. Фактически это единство стало фикцией уже во время варварских вторжений в Западную Римскую империю, и особенно с момента образования светского государства пап в VIII в.
Соперничество римской и византийской церквей обострилось во второй половине IX в.: византийские миссионеры Кирилл и Мефодий успешно действовали в Великой Моравии; Болгария приняла христианство по восточному образцу, обманув все ожидания папства; церковное влияние Византии нарастало в Сербии; столетие спустя эмиссары папы потерпели неудачу и на Руси — великого князя киевского Владимира крестили византийские священники.
В середине XI в. усилившееся папство, пользуясь ослаблением византийской власти в Южной Италии, подчинило ее своему церковному главенству, вызвав резкий протест патриарха. Летом 1054 г. папские послы (легаты), прибыв в Константинополь, потребовали восстановить «законные права» папства в Иллирии и Болгарии. Их требование было отвергнуто, и легаты провозгласили анафему константинопольскому патриарху. Таким же был и ответ патриарха. Произошел официальный разрыв церквей — «схизма» (см. гл. 10).
Внешняя политика Византии во второй половине IX — середине XI в.Основатель Македонской династии Василий I (867— 886) временно упрочил внешнеполитическое положение империи. Было отражено наступление арабов. Однако вскоре после его смерти арабы и болгары стали снова теснить Византию. В конце IX — начале X в. арабы овладели почти всей Сицилией и угрожали византийским владениям в Южной Италии. Захватили они и Кипр. Крит же стал гнездом арабских пиратов, разорявших острова и побережья. В 904 г. арабы разграбили Фессалонику.
Не менее жестокими были поражения Византии в борьбе с усилившейся Болгарией. Война с болгарами длилась почти 30 лет.
Неудачи империи в войнах с арабами и болгарами были следствием глубоких социальных сдвигов. Стратиотское ополчение с развитием феодализации сходило со сцены. Феодальная конница еще не стала основой армии, а наемное войско было слишком малочисленным. Международное положение Византии стало улучшаться с середины X в. В значительной мере это объяснялось ослаблением Болгарии и распадом арабского Багдадского халифата на ряд феодальных государств. Византия отвоевала у арабов Верхнюю Месопотамию, часть Малой Азии и значительную часть Сирии; вернула империя также Крит и Кипр. Влияние Византии вновь распространилось на Армению и Грузию.
Дальнейшее усиление Византии позволило ей начать систематическое наступление на Болгарию. Византийский император, энергичный и жестокий Василий II «Болгаробойца» (976—1025), пользуясь относительным спокойствием на восточных границах, стянул против болгар огромные силы. Использовал он и предательство части болгарских феодалов. В 1018 г. Болгария была завоевана, и снова весь Балканский полуостров до Дуная оказался под властью Византийской империи.
Однако с 30-х годов XI в. раздираемая внутренними смутами империя перешла к обороне. Границы ее стали сокращаться. На восточные провинции наступали новые враги — турки-сельджуки, в балканские владения хлынули из причерноморских степей полчища печенегов, набеги которых становились все более опасными.
Русско-византийские отношения в IX—XI вв. Сдревними ру-сами византийцы сталкивались уже на рубеже VIII—IX вв. Известно о нападении русских на византийские владения в Крыму (Херсон) и на Южное побережье Черного моря уже в первые десятилетия IX в. В 860 г. отряды русов, неожиданно прибыв по морю на небольших судах, осадили Константинополь с суши и моря. Столкновение завершилось мирным соглашением. Начались регулярные русско-византийские связи. Однако на рубеже IX—X вв. произошел разрыв. Летом 907 г. русские снова появились на Босфоре, прибыв на этот раз и по суше и по морю, и разорили окрестности Константинополя. Византия была вынуждена согласиться на выгодный для русских договор о торговле, подписанный в 911 г. Завязались регулярные торговые сношения. «Великий путь из варяг в греки» уже в первой половине X в. был хорошо известен византийцам.
В 941 г. князь Игорь совершил новый поход на Византию. Русский флот опустошил побережье Босфора, Никомидии и Пафлагонии, но под Константинополем был разбит с помощью «греческого огня» (выбрасывавшейся из труб горючей смеси). Через три года войска Игоря снова дошли до Дуная и империя поспешила возобновить торговый договор с Русью.
Князь Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу и совершил два похода на Балканы. В 969 и 970 гг. в союзе с болгарами он разорил Северную Фракию, но в 971 г. императору Иоанну I Цимисхию удалось вытеснить Святослава из Болгарии. Мир был возобновлен.
Во время мятежа малоазийской феодальной знати против Василия II киевский князь Владимир прислал русский отряд. Условием помощи было согласие императора выдать за Владимира свою сестру Анну. Русские помогли подавить мятеж, но Василий II не спешил выполнить обещание. Владимир принудил его к этому, взяв Херсон и вернув город только после выполнения (в 988 г.) условия договора. Тогда же на Руси было принято христианство из Византии, вместе с которым на Русь пришли и элементы более высокой византийской культуры. Из Болгарии и Византии ввозились сначала богослужебные, а затем и светские книги, приезжали и жили на Руси живописцы и зодчие.
Последний поход русских на Константинополь в 1043 г. тоже был связан с защитой торговых интересов русской знати. Поход кончился неудачей: флот русских был разбит бурей и сожжен «греческим огнем». Конфликт вскоре был улажен. В 1047 г. русский отряд уже помогал Константину IX Мономаху (1042—1055) подавить мятеж феодалов. Затем дочь Мономаха была выдана замуж за князя Всеволода — сына великого князя киевского Ярослава Мудрого.
Классовая борьба в Византии в X—XI вв.Классовая борьба в указанный период стала приобретать узкий, местный характер. Феодально зависимое крестьянство оказалось раздробленным и разобщенным. Его разновременные непродолжительные выступления не могли слиться в широкое движение. Крупным для этого времени можно считать восстание 932 г. в феме Опсикий в Малой Азии. Восставшие захватили крепость и стали совершать нападения на владения феодалов. Возглавлял восстание Василий по прозвищу «Медная Рука». Хронисты сообщают, что правую руку ему отрубил палач за участие в одном из предшествующих восстаний. Василий приделал себе медную руку, к которой был прикреплен меч. Восставшие были осаждены и схвачены правительственными войсками. Василий Медная Рука был сожжен на одной из площадей Константинополя.
В X—XI вв. часто вспыхивали городские восстания. Главной их причиной были налоговый гнет и произвол чиновников. Крупнейшим было восстание в Константинополе весной 1042 г. Восставшие захватили часть императорского дворца и уничтожили налоговые списки.
Гораздо большими масштабами, длительностью и упорством отличались в это время восстания в окраинных фемах империи, населенных негреками (Италия, Болгария, Армения, Киликия). Народно-освободительные по своей основе, эти движения носили одновременно и антифеодальный характер. Таким, например, было крупнейшее в XI в. восстание славянских западных фем в 1040—1041 гг. под руководством болгарина Петра Деляна. Оно охватило большую территорию на Балканах.
Борьба внутри господствующего класса. Усилившаяся в X в. военно-служилая земледельческая знать Малой Азии в начале правления Василия II сделала попытку отнять трон у чиновной аристократии. Подняв мятеж, она двинулась на Константинополь. Василий II срочно отзывал войска со всех концов империи, обратившись за помощью даже на Русь. Мятеж был подавлен с огромным трудом, но борьба внутри господствующего класса вскоре возобновилась с новой силой. Оформление основ феодальных отношений в Византии завершалось, обусловив усиление феодалов и ослабление центральной власти.
Частые феодальные междоусобия в середине XI в. подорвали военные силы империи. В 1071 г. турки-сельджуки разгромили византийскую армию при Манцикерте (в Армении). Император Роман IV Диоген (1067—1071) попал в плен. Турки овладели почти всей Малой Азией и Арменией. В этом же году в Италии норманны захватили последний принадлежавший здесь Византии город— Бари (в Апулии).
Последовал новый этап ожесточенных феодальных междоусобий в борьбе за власть, завершившийся в 1081 г. победой военной служилой землевладельческой знати, посадившей на императорский трон основателя новой династии Алексея I Комни-на (1081 — 1118).
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 913;