Внутренний мужчина. слабому ни на что не годному существу
слабому ни на что не годному существу. Она часто даже действительно ощущает себя неудачницей в реальном мире, отдав всю свою энергию этому внутреннему садисту, который, с одной стороны, говорит, что у нее ничего не получится, а с другой стороны, подпитывает ее инфляцию.
Так происходит у>всех четырех разновидностей паттерна пу-эллы: «куколка-милашка» проживает проекции своего партнера; «девушка из стекла» живет в мире фантазий и не способна обратиться к реальности; «парящая в вышине» вожделенно порхает от одного мужчины к другому, не связанная никакими обязательствами; «никчемная» всем плоха и является изгоем общества. По существу, если женщина не уверена в себе и потакает внутреннему тупице, она не может реализовать себя в жизни. Одной из моих клиенток приснилось, что она ехала на машине, думая о будущем ребенке и подарках на свадьбу, и припарковалась в тупике, где какой-то старик попытался украсть у нее машину. Она его заметила, когда тот уже проколол все шины, поэтому не могла ехать дальше. Нет ничего удивительного в том, что в реальной жизни она буксовала в своем развитии и ее творческий потенциал безнадежно дремал.
Женщин часто обвиняют в том, что им никогда не приходилось пройти через серьезные испытания. Постоянно задается вопрос: «Где те женщины, которые творили историю?» Но если описанное мной на самом деле в чем-то типично, тогда, по-моему, вопрос никого не удивит. Пуэлле необходимо справиться со своим внутренним стариком-извращенцем, который полностью уничтожает ее потенциальные возможности, прежде чем она сможет их обнаружить и успешно реализовать в реальном мире.
По моему убеждению, один из способов воздействия старика-извращенца на женщин через культуру заключается в том, что им навязывается маскулинное представление о творчестве, в основе которого лежит логика и рассуждение. Если женщина будет следовать таким нормам, ей придется творить, как это делают мужчины, а не женщины - исходя из внутреннего ядра фемининной сущности. Нечего удивляться тому, что нашлось так мало женщин, которые «сделали это», ибо таким образом они лишь отвергали свои творческие возможности. И в дополнение к применению маскулинных норм и оценок в отношении женского творчества, воздействие на культуру оказывал старик-извращенец, заставляя их чувствовать себя виноватыми, если они находили вре-
мя заниматься творчеством для себя. Анаис Нин, которая большую часть своей жизни проживала паттерн пуэллы и сама была дочерью пуэра, но нашла в себе волю и силы заниматься творчеством, чтобы внести свой вклад в мир, смогла очень ясно это выразить. Вот что она пишет:
Вместе с тем существует дополнительная проблема, которая возникает в отношении литературного творчества у женщин (у мужчин такой проблемы нет), и она связана с чувством вины. Каким-то образом женщина связала творческую деятельность и стремление к творчеству с представлением о маскулинности, и у нее появился страх, что такая активность связана с проявлением агрессии. Ибо культуре не было нужно, чтобы женщины были успешными. Поэтому мужчина не чувствовал вины, когда запирался в комнате, чтобы написать роман, на протяжении трех месяцев не обращая внимания на свою семью. Но в женщину самой природой было заложено ощущение, что ее личная жизнь - это ее основная обязанность, а ее литературная деятельность относится к самовыражению. Такая субъективность и нарциссизм привели ее в замешательство, но при этом мы никогда не называем писателя-мужчину нарциссической личностью.73
Это вовсе не значит, что я таким образом извиняю или оправдываю отсутствие у женщин творческих способностей. Вовсе нет, ибо это означало бы попасться в ловушку паттерна пуэллы, жертвы, беспомощной девушки, находящейся в полной власти противного старика-извращенца. Однако мой опыт говорит о том, что нужно понять, как развивался жизненный паттерн, чтобы суметь его изменить. Как правило, у деструктивного жизненного паттерна существует внутреннее и внешнее проявление, и как только оно становится заметным, его следует корректировать на обоих уровнях. В области творчества женщинам очень важно увидеть, как функционирует маскулинная фигура извращенца: извне - на уровне культуры и внутри - в сфере психики.
Кроме творчества, сексуальности и эмоциональной близости есть и другие сферы, на которые распространяется садомазохистский паттерн. В упоминавшемся выше сновидении старик
73 Evelyn J. Hinz, ed., A Woman Speaks: The Lectures, Seminars and Interviews ofAnaisNin (Chicago: The Swallow Press, 1975), p. 82-83.
118
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 552;