Общие итоги.
Демократизация стала доминирующей тенденцией в развитии всех областей отечественной культуры, оказав влияние как на тематику, методы и принципы художественного творчества, так и на социальный состав представителей творческой интеллигенции. Возросли не только культурные запросы народа, но и возможности их удовлетворения.Сформировалась широкая духовная оппозиция существующему режиму.
Формирование единой многонациональной российской культуры.Сократился (хотя по-прежнему оставался значительным) разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; расширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев российского общества; музеи, картинные галереи, выставки, библиотеки стали неотъемлемой частью культурной жизни значительной части российского общества, а не только его социальной верхушки. Творчество многих русских писателей и поэтов, художников-передвижников, композиторов Могучей кучки впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа.Никогда еще профессиональное искусство не было так тесно связано с народным творчеством. Таким образом, окончательно утвердилась тенденция формирования единой многонациональной российской культуры.Однако дальнейшее развитие данной тенденции требовало радикальных изменений государственной национальной политики и политики в сфере просвещения.
Углубление социокультурного раскола обществаобусловило обострение его духовного кризиса, для преодоления которого необходимы были радикальные политические и социально-экономические преобразования.
Пореформенная Россия характеризовалась необычайно насыщенной культурной жизнью. Расцвет во всех областях русской культуры позволил ей занять выдающееся место в общемировой культуре.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.
1. Какое влияние на развитие отечественной культуры оказала общественно-политическая жизнь пореформенной России?
2. Известный русский биолог К.А. Тимирязев писал, что во второй половине XIX в. русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство. Прокомментируйте его слова.
3. Назовите характерные черты русского реализма. Согласны ли Вы с мнением, что искусство должно быть орудием реализма? Объясните свой ответ.
4. В чем заключается сущность конфликта между Академией художеств и передвижниками? Почему передвижники приобрели большое влияние на всю художественную жизнь России?
5. Что объединяет творчество передвижников и композиторов Могучей кучки?
6. Расскажите об известных Вам меценатах. Какую роль они сыграли в развитии русской культуры?
Литература
- Верещагина А.Г. Русская историческая живопись и проблемы искусства шестидесятых годов XIX в. Л., 1976.
- Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в. М., 1982.
- Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX. М., 1989.
- Корнилов А.А. Курс истории Росси XIX века. М., 1993.
Лекция 31. - Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. М., 1999
- Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX в. М., 1984.
- Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России XIX-XX вв. М., 1996. Гл. 8-9;
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 694;