Основные тенденции развития.
- В первой половине XIX в. постепенно происходит утверждение национальных традиций в светской профессиональной музыке. Истинный ценитель и знаток народной музыки М.И.Глинка утверждал, что создает музыку народ, а композиторы только ее аранжируют. Глинка стремился сделать музыку широко доступной. В своих произведениях он обращался к русской, украинской, шотландской народной музыке; музыке народов Кавказа; использовал мелодии испанских народных танцев. По словам одного из зачинателей русского классического музыковедения В.Ф.Одоевского, с оперой Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя), названной великосветскими меломанами мужицкой, кучерской музыкой, в истории европейского музыкального искусства начался период русской музыки.
-Наряду с укреплением национальных традиций происходило постепенное утверждение реалистических традиций.Большой вклад в утверждение реализма в русском музыкальном искусстве внес А.С.Даргомыжский, продолживший в музыкетрадиции Пушкина и Гоголя, обратившись к теме маленького человека. Даргомыжский стал создателем русской сатирико-комической песни.Продолжив традиции Глинкив развитии оперной классики, он создал первую народно-бытовую музыкальную драму (опера Русалка по одноименной поэме А.С. Пушкина).
ИТОГИ
10.1. Общие итоги.Русская культура первой половины XIX в.характеризуетсяисключительно высокимитемпами развития всехее областей,поиском новых художественных методов, сочетанием различных стилей, направлений и жанров, дальнейшим сближением с западноевропейской культурой при сохранении самобытного национального характера. Были сделаны выдающиеся открытия в науке и технике, имеющие международное значение. Многие шедевры русской литературы, живописи, музыки стали достоянием мировой культуры. Русская культура стала неотъемлемой частью общемировой, заняв во многих областях одно из ведущих мест в мире.
10.2. Основные противоречия.В то же время сложный социальный фон, на котором развивалась отечественная культура первой половины XIX в. обусловил нарастание в ней к середине столетия противоречий, отразивших кризис российского общества.
10.2.1.С одной стороны,возрастание социально-политической значимости и воспитательной роли литературы и искусства способствовало огосударствлению культуры.
10.2.2. В то же время бурные исторические события периода, важнейшие из которых Отечественная война 1812 г., восстание декабристов и европейские буржуазные революции, способствовали ее общей демократизации. В тематике художественного творчества важное место стали занимать социальные проблемы. Расширился социальный состав творческой интеллигенции.
10.2.3.Несмотря на углубление пропасти между элитарной и народной формами культуры, наметилась тенденция их синтеза: творчество А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, М.И.Глинки и А.С. Даргомыжского впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа, а не только социальной верхушки общества.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- В чем заключаются основные противоречия культурных процессов Росии первой половины XIX в.?
- В чем проявилась демократизация русской культуры в первой половине XIX в. и какое это имело значение?
- Как Вы понимаете выражение эстетические и политические взгляды максимально приблизились друг к другу? Согласны ли Вы с ним?
- Какие факторы обусловили быстрые темпы развития науки в этот период?
- Согласны ли Вы с утверждением о том, что в первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры? Обоснуйте.
- Какое влияние оказала на развитие русской культуры Отечественная война 1812 г.?
- Какую роль в развитии отечественного изобразительного искусства играла Академия художеств на протяжении первой половины XIX в. ?
- Почему к середине XIX в. ведущим направлением в русском искусстве стал реализм? Каковы его характерные черты?
- Докажите, что в этот период происходит сближение высокого искусства и народного творчества.
литература
- Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII- первая половина XIX в.) М., 1985
- История русского и советского искусства / Изд. 2-е перераб. и доп. М., 1989.- Гл. 9
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
- Левандовский А.А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. М., 1990.
- Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины Х1Х в. М., 1970.
- Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX в. М., 1991.
- 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. М., 1987.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 677;