ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Первая группа включает как факторы, изначально формировавшиеся в европейской части России, до начала колонизации Сибири, так и новые факторы общественно-политической жизни страны, оказывавшие влияние на эволюцию русского старожильческого населения и его сознание. Первая группа факторов на начальном этапе освоения Сибири выступает в качестве адаптивной культуры, помогая осваиваться в «неизведанной» Сибири.
К созидательным факторам мы отнесем, прежде всего, деятельность государства по формированию политических и социально-экономических условий вхождения края в состав России. Отдаленность от центральных органов власти, с одной стороны, и выраженная бесконтрольность местной администрации — с другой, послужили факторами становления территориально-политического самосознания сибирского населения.
Православно-духовные факторы успешно воспроизводили в сибирском обществе православную веру. Но одновременно на сознание сибиряков оказывала влияние протестная по своему духу старообрядческая идеология. Немаловажным фактором психологической адаптации стала традиционная этническая культура русского двоеверия. Здесь вторично проигрывался сценарий освоения славянами ландшафтов Европейской России в VIII – XII вв., поэтому на вооружение были взяты древние языческие верования, сохранявшиеся в мировоззрении, обычаях, обрядах, магии. Они во многом помогали бороться с представителями окружающих человека «темных сил» и обретать психологическую защищенность и комфортность.
В течение первой половины XVII в. российские факторы являлись составной частью культуры русского населения Сибири. Постепенно многие элементы прежней культуры, не соответствующие новым факторам, заменялись новыми. Так складывалась адаптированная материальная и духовная культура потомственных старожилов. В самосознании менялся и образ Родины. Со второй половины XVII и в течение всего XVIII вв. с формированием адаптированной культуры в сознании потомственных старожилов родиной становится суровая «матушка-Сибирь».
Российский ученый Г.В. Вернадский систематизировал комплекс факторов влияния на историю и культуру народа в понятие «месторазвитие». Месторазвитие понимается им «как совокупность социально-исторических и географических признаков определенной среды обитания», которая влияет на общество. Вначале был период эмпирического изучения Сибири, пушного промысла и хищнического истребления соболя. На данном этапе, видимо, первые переселенцы еще осознавали Сибирь враждебным краем, а своей родиной считали «Рассею».
К концу ХVII в. в Сибири сложились первые пять земледельческих районов, включая Енисейский. Одновременно оформилась сибирская семейная община. На территории Приенисейского края с 1703 по 1760-е гг. завершился процесс земледельческого освоения южных и притрактовых районов. Русское население Енисейского и Красноярского уездов в ходе внутренней миграции освоило лесостепные и степные ландшафты. Для русского сознания данные пространства в культурном отношении были наиболее близки. Близкими, «своими» стали для русских и представители местных народов.
В ходе освоения русскими данной территории политическая борьба, расстановка сил и отдельные этапы ее во многом определялись соперничеством с киргизами, Джунгарией, Северо-монгольским государством, Цинским Китаем. Только в ходе вооруженного противостояния и насильственных мер Южная Сибирь, бассейн Верхнего и, частично, Среднего Енисея в первом десятилетии XVIII в. стали неотъемлемой частью России. О многих сибирских народах во второй половине XVIII в. писали, что «они усвоили образ жизни чисто русский, говорят всегда по-русски… живут с крестьянами смешанно по образу своей жизни и быту…».
С течением времени сибирский край приобретает определенную самостоятельность. Так, в 1685 г. были прекращены хлебные поставки в Сибирь. По данным историка О.Н. Вилкова, к 1695 г. из привозимых 386 наименований товаров Сибирь отказалась от 216, а по 46 сократила ввоз. К началу ХIХ в. окончательно завершилось признание центральной властью административного положения Сибири в составе Российской империи. Реформатору М.М. Сперанскому велено было «сообразитьнаместе полезнейшее устройство и управление сего отдаленного края». В 1822 г. он сделал вывод о необходимости учредить новую губернию в центре Сибири — Енисейскую.
Цели русской колонизации Сибири были во многом идентичны стимулам европейских колонистов в Америке: поиску лучшей жизни, обретению свободы и самостоятельности, желанию разбогатеть за счет добычи пушнины, затем золота, уйти от крепостничества и наказаний, приобрести значительные земельные владения. Схожи были взгляды и на систему ценностей: личность надеется на себя, а не на власть, умеет противостоять произволу; благополучие достигается предприимчивостью, трудолюбием, бережливостью. Чувство собственного достоинства, ценность свободы, самоуважение, защита своих прав стали основными устоями сибирского характера. Во многом на формирование данных черт оказал влияние фактор отсутствия в Сибири крепостного права. Все попытки помещиков распространить за Урал власть на землю и крестьян оказались тщетными.
Важнейшей проблемой Сибири стало преодоление последствий фактора ссылки и каторги. Сюда отправляли за вольнодумство и участие в многочисленных выступлениях против государства, за приверженность к «старой вере» и «сочинительство», за неповиновение офицерам или господам. Через Сибирь прошли «опальные» в ходе дворцовых переворотов. С 1760 г. по Именному Указу помещикам разрешалось ссылать в Сибирь крестьян «за воровство, пьянство, прочия непристойныя дерзостныя поступки». В качестве необходимости этого шага приводился и такой аргумент: «Понеже в Сибирской губернии состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные земли, которых к заселению государственный интерес требует». Всем известна история высылки декабристов в Сибирь на каторжные работы с последующим поселением.
Всего за первую половину XIX в. только в Енисейскую губернию было сослано более 50 тыс. человек. Сибирская ссылка способствовала стабильности и устойчивости Российской империи: яростные разрушительные процессы заглушались благодаря добровольному и принудительному оттоку на восток «бродильного элемента» из центральных областей страны. Дети и внуки ссыльнопоселенцев становились сибиряками и воспринимали традиции и нравственные нормы старожилов.
Таким образом, под воздействием ряда исторических факторов произошло перемещение образа Сибири в компонент «своего» края через ее «о-свое-ние». В середине ХIХ в. современники уверенно констатировали: «Сибиряк на всем Востоке России чувствует себя как дома».
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 963;