Мифологизация и мистификация самоорганизации и синергетики. Утрата научного статуса синергетики с превращением ее в отдельную область культуры
Определенная доля мистики всегда содержалась в понимании проявлений самоорганизации, в том числе и жизни, основанном на одновременном признании этих фактов и незыблемости второго начала, т. е. его универсальности, так как одно противоречило другому, но все же существовало. Даже первые фундаментальные работы И. Пригожина, объясняющие образование диссипативных структур, воспринимались с долей непонятности и мистики. Всякая мистичность и необычность полностью исчезает, когда наука о самоорганизации приходит к признанию новой парадигмы, делящей мир на объекты с равновесной и неравновесной организацией и процессы организации и самоорганизации, подчиняющиеся разным физическим принципам: энтропийному и антиэнтропийному. Процесс самоорганизации воспринимается при этом не более чудесным и необычным, чем альтернативный ему процесс равновесной организации: оба подчиняются законам физики, но только разным.
Однако в современной синергетике отмечается возрождение мистификации явления самоорганизации и самой синергетики. Причина этому исходное непонимание физической сути явления самоорганизации или утрата понимания специфики физических критериев самоорганизации в результате увлечения общими для процессов (yr? и yr) характеристиками сложных систем. Именно при этом начинаются разговоры о некоей таинственности рождения порядка из хаоса, о таинственных параметрах порядка, о тайнах возникновения иерархической сложности и фрактальности, о тайнах возникновения странных аттракторов и т. д. Здесь нет никаких тайн, так как все эти проявления присущи и альтернативным процессам организации, хорошо изученным в классической науке. Необходимо лишь разобраться в различии физической сути процессов самоорганизации и организации, которая игнорируются или не понимаются.
При таком подходе синергетика вообще теряет научный статус, мифологизируется и постепенно превращается при все большем и большем вкладе гуманитариев в некоторое качественное и эмоциональное видение отдельных эффектов самоорганизации в их неразделенном с организацией виде в сложных системах; превращается в особое движение в науке о становлении бытия [40] (с. 5) в философию надежды [40] (с. 37), в отдельную область культуры [40] (с. 5), которая начинает существовать наряду с настоящей научной синергетикой, философией, религией, мифологией и искусством.
Конечно, раз возникло такое течение мысли вследствие все более и более расширительного понимания синергетики — пусть существует и обслуживает эту область культуры, но при этом нужно учитывать, что наука о самоорганизации — это нечто другое. Наука о самоорганизации и в психосоциальных, и в экологических, и гуманитарных аспектах может быть также строга и количественна, как и в естественно научных областях, если изучается ее истинный предмет — явление самоорганизации. Это явление имеет одну и ту же физическую сущность (yr; E?) во всех его проявлениях на всех уровнях развития материи, включая и психосоциальный, но различается по качественным особенностям и формам проявления.
Поэтому, если гуманитариев, занимающихся сложнейшими проблемами жизни и развития человеческого общества, духовности и сознания вооружить теоретической основой, дающей правильное понимание физической сути самоорганизации, то они смогут изучать проблемы самоорганизации и синергетики в своей области на самом строгом научном уровне, исключающем какую–либо мистификацию и мифологизацию. Мифологизация современной синергетики и ее теоретический тупик, который Г.Г. Малинецкий [52] принимает за конец синергетики, произошли не потому, что гуманитарии и философы, не искушенные в физике, давали все более расширительные и неопределенные толкования синергетики, а потому, что естественники, слишком хорошо искушённые в математике, создали убедительные математические модели сложных явлений, описывающие их некоторые общие свойства, но не чувствительные к различению процессов самоорганизации и организации. Этот недостаток, свойственный самой математике, как языку описания, а не ученым, его использующим, сами они даже и не заметили, но поспешили утвердить неоднозначное толкование синергетики, основанное на общих свойствах (например, нелинейная динамика [51], [74] и пр.), что привело к утрате истинного предмета этой науки, к утрате понимания физической сущности самоорганизации и стремления ее изучить.
Следовательно, причиной указанного кризиса и потери научного статуса «современной синергетики», связанной с ее расширительными толкованиями, является указанная теоретическая база, обеспечивающая устойчивое непонимание физической сущности процессов самоорганизации.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1237;