Сознание. Нормальное и измененное состояния сознания
Сознание является важнейшей категорией и объектом изучения самых различных наук: философии, антропологии, психологии, социологии, медицины (психиатрии) и др. Однако исходным материалом для всех планов исследования сознания является психологический факт принадлежности его человеческому индивиду как высшего образования человеческой психики, как высшего свойства человеческой личности.
Вначале целесообразно начать с примеров употребления этого понятия в обыденной речи:
«Я, конечно, слышал, что говорилось на совещании, но слова не доходили до моего сознания».
«Спустя какое-то время я, наконец-то, осознал то, что она мне говорила».
«Эти слова дошли до моего сознания».
Так говорят и не психологи, и психологи. Что же означают эти слова?
Поскольку высказывания типа «информация дошла до его сознания» или «не дошла до его сознания» отражают некую реальность, то тогда можно сказать, что сознание – это своеобразный «пункт», «место» (не обязательно в пространстве трехмерной системы координат) на пути движения информации, куда она может поступать, а может и не поступать.
Получается, что сознание участвует в движении информации, являясь ее конечным «приемным пунктом».
Случайно ли в русском языке слово «сознание» лингвистически интерпретируется как со-знание? Случайно ли, что термины «осознаю», «сознаю» являются синонимами слов «понимаю», «знаю»?
Вероятно, в сознании человека в каждый конкретный момент времени содержится то, про что человек может сказать: «Я знаю». Человек в каждый конкретный момент времени знает только то, что в данный момент находится в его сознании.
Но может ли происходить обратное, когда человек располагает информацией, не зная и даже не подозревая этого? Да, вполне: «Я даже и не думал, что могу это запомнить и что я когда-нибудь это вспомню!» Следовательно, располагать информацией – еще не значит знать, осознавать. Это означает, что информация может находиться у человека как в его сознании, так и вне его сознания. В последнем случае он может попытаться ее извлечь из этого «внесознания», причем, в одних случаях – удачно, а в других – неудачно.
От подобных глубоких, но все же житейских рассуждений перейдем к научному объяснению понятия сознания.
В литературе приводится множество определений сознания как психологического феномена. Существует мнение, что любая попытка строгого определения сознания, к сожалению, обречена на справедливую критику. Поэтому рассмотрим некоторые из них.
По В.Н. Мясищеву, сознание (в философском, эволюционно-психологическом и патологическом плане) – это высший уровень психической деятельности, в которой в единстве представлено отражение мозгом человека объективной действительности и его отношение к различным многообразным ее формам (Мясищев, 1999).
«Сознание – это свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей» (Психология. Словарь…, 1990). Вместе с тем, объектом сознания выступает и внутренний мир человека. На основе сознания развивается и самосознание.
С. Л. Рубинштейн также рассматривает сознание как единство отражения и отношения к объективной действительности. Он уточняет, что понятие «отражение» тесно и непосредственно связано с процессами познавательной деятельности. Понятие же «отношение» представляет потенциальный аспект психологических процессов, связанных с избирательной и субъективной активностью личности.
В работах А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. определены основные условия возникновения и развития сознания. В первую очередь, они связывают этот процесс с общественно организованной деятельностью людей, с трудом.
«В процессе общественно организованного труда возникает и язык, слово. В слове откладываются и объективируются накапливаемые человеком знания. Только благодаря слову они обобщаются, абстрагируются» (Рубинштейн, 1999). С. Л. Рубинштейн подчеркивает связь сознания и языка, «без языка нет сознания». Однако «не слово само по себе, а общественно накопленные знания, объективированные в слове, являются стержнем сознания» (Рубинштейн, 1999).
Сходные взгляды на развитие сознания высказывает А. Н. Леонтьев. Каждый человек в ходе своего индивидуального развития через овладение языком приобщается к со-знанию – «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Следовательно, основные образующие сознания – смыслы и языковые значения.
Итак, обобщая приведенные определения, выделим наиболее существенные признаки сознания: это высшая форма психики, которая представляет единство отражения человеком действительностии его отношения к этой действительности.
Сознание, как принято считать, отсутствует у животных, т.е. является отличительным свойством человека. Оно позволяет человеку устанавливать связи между предметами и явлениями окружающей действительности и между самим индивидом и этой действительностью.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1477;