Ритм, метр, размер.
Музыкальным размером называют количество долей определенной длительности, образующих такт . Простые размеры бывают двухдольными и трёхдольными.
Метр, в котором сильные доли равномерно повторяются через одну слабую долю, называют двухдольным. Примеры двухдольных размеров: 2/2, 2/4, 2/8. Первая доля является сильной, вторая - слабой. Размер 2/2 имеет собственное название: alla breve (читается: áлла брéве),
Метр, в котором сильные доли равномерно повторяются через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16. Один такт содержит три доли: первая доля является сильной, вторая и третья - слабыми.
Сложные метры получаются в результате слияния двух или более простых однородных метров. Например, метр 4/4 можно представить как слияние двух простых метров 2/4 и 2/4.
Количество сильных долей в сложном метре соответствует числу простых однородных метров, входящих в его состав. Акцент на первой доле сложного метра всегда сильнее акцентов на остальных долях, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные доли - относительно сильными долями.
Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно: указать одну ноту длительностью в такт;
Смешанные метры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных метров. Например, метр 5/4 можно представить как слияние двух простых метров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как 3/4 и 2/4.
Количество сильных долей в смешанном метре соответствует числу простых метров, входящих в его состав. В первом случае, когда метр 5/4 образован за счёт слияния метров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля метра 2/4) и третья (сильная доля метра 3/4). Если же мы изменим порядок следования простых метров, т.е. сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с третьей на четвёртую:
Пятидольные размеры: 5/4, 5/8. Семидольные размеры: 7/4, 7/4.
Обозначение смешанного размера. Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:
Переменные размеры. В музыке бывает, что в пределах одного произведения меняется метр и, как следствие, размер. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер.
Хроматическая гамма (хромо - цвет) - это гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).
Правила построения хроматической гаммы:
Мажор вверх - все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается
Мажор вниз - все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается
Минор вверх - все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается
Минор вниз - также как и одноименный мажор.
Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.
Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#
Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb
Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки - действуют на все произведение),
либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации - действуют до конца такта).
Случайные знаки бывают двух видов:
Альтерация - это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.
Хроматизм - это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.
Знаки альтерации - изменяют высоту звука:
Диез (#) - повышает звук на пол тона
Бемоль (b) - понижает звук на пол тона
Дубль-диез (x) - повышает звук на тон
Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на тон
Бекар () - отменяет предыдущие знаки альтерации
Способы облегчения определения и запоминания тональностей:
Диезные тональности - последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.
Бемольные тональности - предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.
Септаккорд (7) - это аккорд из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Виды септаккордов зависят от вида трезвучия и вида септимы их составляющих
В мажоре Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях
Малый мажорный - на V ступени (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд - на II, III и VI ступенях
Малый уменьшенный - на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре
Уменьшенный септаккорд - на VII ступени в гармоническом мажоре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный - на IV ступени в гармоническом мажоре
Большой увеличенный - на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре.
до-минор:
В миноре Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях
Малый мажорный - на VII ступени, а также на V в гармоническом миноре (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд - на I, IV и V ступенях
Малый уменьшенный - на II ступени
Уменьшенный септаккорд - на VII повышенной ступени в гармоническом миноре
Обращения септаккорда:
Квинтсекстаккорд - 6/5 (терцовый тон в басу) = трезвучие + секунда
Терцквартаккорд - 3/4 (квинтовый тон в басу) = терция + секунда + терция
Секундаккорд - 2 (септима в басу) = секунда + трезвучие
Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.
Периоды бывают:
· Однотональный,
· модулирующий — оканчивающийся в новой тональности,
· Расчлененного строения(делится на предложения),
· cлитного строения.
· Повторного строения,(2 предложение начинается так же как 1).
· неповторного строения.
· Квадратный — число тактов в периоде = 2n, чаще всего 4, 8, 16;
· неквадратный — число тактов ≠ 2n.
· с дополнением
· с расширением
1 предложение периода называется вопрос (заканчивается на доминанте),2 предложение – ответ(заканчивается на тонике).заключительный оборот - каденция.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 2762;