Теория локальных культур О. Шпенглера.
В своем основном труде "Закат Европы" Шпенглер рассматривает жизнь человечества как бесконечный процесс рождения и умирания различных культур, представляющих собой замкнутые, неспособные к контакту между собой, неповторимые «организмы», от чего ни одна из которых не занимает и не может занять доминирующего положения.
Проводя аналогию между культурой и растением, Шпенглер говорит о том, что каждая культура рождается, развивается в собственном ландшафте, принося плоды, и умирает. Культура обладает внутренним единством, душой, которую можно опосредованно наблюдать во всех достижения этой культуры и выразить в «пра-символе». Именно через прасимвол может быть выражена специфика культуры, ее душа. «Таким образом, прасимвол – это часть окружающего мира, или элемент ландшафта, типичный для данной культуры. Так, для греков прасимволом было отдельное тело, для арабов – пещера или арка, для египтянина узкий, заранее предначертанный путь, для европейца – бесконечное просторанство, а для русского – бесконечная олмообразная равнина»[1].
Под Цивилизацией Шпенглер подразумевает последний этап жизни культуры, специфическую форму ее одряхления и умирания, при которой уже не будет «плодов», творческих достижений, только повторение ранее созданного, переход в мертвую механистичность.
Проблема межкультурной коммуникации: возможен ли диалог? Изолированность культурных миров. Россия как новая, зарождающаяся цивилизация.
Основные понятия: душа пра-символы культуры, ландшафт, соотношение понятий "культура" и "цивилизация".
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 2237;