Бронхолитиаз
Термин «бронхолит» имеет двойное толкование. В широком смысле это любые кальцификаты, прилежащие к стенке бронха, в узком — кальцифицированные фрагменты ткани, свободно лежащие в просвете бронхов. Бронхолиты образуются вследствие: 1) кальцификации аспирированных кусочков пищи или ткани, длительное время сохраняющихся в просвете воздухоносных путей; 2) выдающихся в просвет бронхов фрагментов кальцифицированной хрящевой ткани на почве некротического повреждения стенки бронха при бронхоэктазии; 3) эрозии соприкасающейся со стенкой бронха кальцифицированной гранулёмы. В большинстве случаев бронхолиты видны при рентгенографии органов грудной клетки, однако клинически диагноз бронхолитиаза устанавливается крайне редко. Бронхолитиаз чаще оказывается исходом следующих трех гранулёматозных заболеваний — туберкулеза, гистоплазмоза и кокцидиоидоза. Чаще всего (особенно в центральных и восточных штатах США) формированием бронхолитов заканчиваются инфекционные процессы, вызываемые Histoplasma capsulatum; в Европе около 50% всех случаев бронхолитиаза этиологически связаны с туберкулезом.
Клинически бронхолитиаз обнаруживает себя в тех случаях, когда конкремент, перемещаясь, пенетрирует стенку бронха и попадает в его просвет. При этом больного беспокоят пароксизмальный кашель, кровохарканье, рецидивирующая бронхолегочная инфекция. Реактивное воспаление, сопровождающее проникновение камня в просвет бронха, приводит к нарушениям бронхиального клиренса, в результате чего развиваются дистальные бронхиолоэктазы и даже, при полной обструкции бронха, ателектаз легочной ткани. «Визитной карточкой» бронхолитиаза является кашель с отхождением мокроты, содержащей известковые частицы, песчинки или даже мелкие конкременты.
Бронхолитиаз следует заподозрить у пациентов с пароксизмальным кашлем, кровохарканьем, при рентгенографии органов грудной клетки у которых обнаруживаются множественные кальцинаты в легких и/или в проекции медиастинальных лимфатических узлов. Диагноз подтверждается при выявлении в повторных анализах мокроты конкрементов, визуализации проникающего в просвет бронха через его стенку камня при фибробронхоскопии, а также в случаях,- если по данным рентгенографии органов грудной клетки в динамике констатируется исчезновение теней кальцификатов. Компьютерная томография характеризуется более высокой разрешающей способностью в выявлении внутри- и внебронхиальных конкрементов по сравнению с рутинной рентгенографией.
Лечебная тактика зависит от наличия и выраженности клинических симптомов бронхолитиаза. В ряде случаев наступает «самоизлечение», когда камень, оказавшийся в просвете бронха, откашливается с мокротой. При присоединении вторичной бронхолегочной инфекции показаны антибактериальные препараты. Иногда одиночные внутрипросветные конкременты можно удалить через фибробронхоскоп. В тех же случаях, когда бронхолитиаз осложняется локальной бронхиальной обструкцией или массивным легочным кровотечением, необходимы торакотомия и резекция легкого.
ГЛАВА 207. МУКОВИСЦИДОЗ (КИСТОЗНЫЙ ФИБРОЗ)
Харвей Р. Колтен (Harvey R. Gotten)
Муковисцидоз — наследственная болезнь, характеризующаяся полиорганным поражением вследствие нарушения функции экзокринных желез. Практически у всех больных муковисцидозом развивается хроническое прогрессирующее поражение бронхолегочной системы, являющееся основной причиной смерти. У 85% больных выявляют недостаточность поджелудочной железы (экзокринную или эндокринную); достаточно часто диагностируют также патологию гепатобилиарной и урогенитальной систем. До 30-х годов нашего столетия муковисцидоз не признавали нозологически самостоятельным заболеванием и рассматривали в рамках целого ряда патологических состояний, манифестирующих синдромом интестинальной мальабсорбции.
Муковисцидоз — довольно распространенное заболевание. Частота его выявления колеблется в широком диапазоне — от 1 случая на 500 больных (Amish, штат Огайо, США) до 1 случая на 90000 человек (Гавайские острова). Среди представителей европеоидной расы, проживающих на Африканском континенте, муковисцидоз диагностируют с частотой 1 случай на 1600—2000 новорожденных. Существенно меньше болезнь распространена среди представителей негроидной расы, проживающих в США (1:17000), у коренных жителей Африки муковисцидоз обнаруживается чрезвычайно редко.
Поскольку заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу, то гетерозиготное носительство гена муковисцидоза, выявляемое, в частности, у американцев европеоидного происхождения с частотой 1:20, протекает клинически бессимптомно. Муковисцидоз связан с мутацией гена, расположенного на длинном плече хромосомы 7. Этот ген получил название гена CF (от cystic fibrosis — кистозный фиброз, другого названия данного заболевания, более распространенного за рубежом. — Примеч. пер.).
Этот генетический маркер болезни обнаруживают в ходе антенатальной диагностики. В большинстве случаев муковисцидоз связывают с изолированным генетическим дефектом, что, однако, не исключает известной генетической разнородности заболевания.
Медиана выживаемости (медианная, или вариантная, продолжительность жизни) больных муковисцидозом составляет около 20 лет, однако значительное число больных доживают до 30—40-летнего возраста, а в отдельных исследованиях представлены единичные наблюдения за больными в возрасте 50 лет и старше.
Более 98% мужчин, больных муковисцидозом, страдают бесплодием; нередко и у женщин отмечается снижение детородной функции.
Клинические проявления заболевания. Основные проявления заболевания. Как правило, муковисцидоз диагностируется у новорожденных или в детском возрасте; однако в ряде случаев болезнь дебютирует в юношеском и молодом возрасте. В табл. 207-1 представлены многообразные клинические проявления заболевания. Поражение поджелудочной железы чаще всего обнаруживают при ранней диагностике муковисцидоза, поскольку острая интестинальная обструкция (мекониальный илеус у новорожденных), недостаточное питание, задержка роста и развития, как правило, сразу обращают на себя внимание родителей и педиатров. В случае же минимального проявления или вообще отсутствия желудочно-кишечных симптомов и наличия атипичных проявлений респираторной патологии диагноз муковисцидоза может быть впервые установлен в зрелом возрасте. Выделение из мокроты больных Psudomonas aeruginosa, мужское бесплодие, сочетающиеся с обструктивными заболеваниями легких, рассматривают как веские аргументы в пользу диагноза муковисцидоза.
Респираторные проявления заболевания. При муковисцидозе в патологический процесс могут быть вовлечены все отделы дыхательных путей. Назальный полипоз, синуситы, поражение дистальных бронхов относятся к числу наиболее частых проявлений респираторной патологии. Нарушения водно-электролитного транспорта на уровне эпителия слизистой оболочки бронхов создают уникальную патологическую ситуацию, характерную лишь для этого заболевания.
Для муковисцидоза характерны первичные качественные и количественные нарушения секреции слизи, однако аналогичные расстройства обнаруживаются и у больных с хроническим бронхитом и бронхоэктазами различного происхождения.
Исследования post mortem новорожденных, погибающих вследствие развития мекониального илеуса, свидетельствуют, что у больных в раннем постнатальном периоде легкие оказываются интактными. Одними из первых характерных морфологических изменений в бронхолегочной системе у больных муковисцидозом являются гипертрофия бронхиальных желез, закупорка протоков желез густой, вязкой слизью и обструкция мелких бронхов. В последующем присоединяется вторичная инфекция с развитием бронхиолита, хронического бронхита, бронхоэктазов и перибронхиального воспаления легочной ткани. Высвобождение бактериями и клетками воспаления токсичных кислородных радикалов и протеолитических ферментов обусловливает прогрессирующее течение патологического процесса.
Активность системных специфических и неспецифических защитных механизмов при муковисцидозе может быть даже повышенной, что, впрочем, не исключает нарушений местных механизмов защиты легких.
Хроническая колонизация или эндобронхиальная инфекция в основном представлены следующими возбудителями. Чаще других (около 90% случаев) из мокроты выделяют Р. aeruginosa, особенно ее мукоидные формы; существенно реже — Staphylococcus aureus и Haemophilus influenzae.
В случае, если происходит инфицирование Р. aeruginosa, как правило, не удается добиться элиминации микроорганизма. Нередко в мокроте больных муковисцидозом обнаруживаются и другие бактерии (Escherichia coli, Legionella и т. д.), а также вирусы, микоплазма, грибы.
Колонизация Pseudomonas cepacia обычно предвещает скорый неблагоприятный прогноз. Мукоидные штаммы бактерий рода Pseudomonas обнаруживают практически только у больных муковисцидозом. Учитывая тот факт, что даже среди членов семьи больных муковисцидозом отсутствует эндобронхиальная колонизация этими бактериями, выделение из мокроты пациентов с хроническими бронхолегочными заболеваниями мукоидных форм Р. aeruginosa требует целенаправленного обследования для исключения муковисцидоза.
Воспалительные и морфологические нарушения воздухоносных путей и легочной ткани приводят к развитию бронхообструктивного синдрома, эмфиземы и вентиляционно-перфузионных расстройств. Верхние доли обычно поражаются чаще, чем нижние отделы легких. Вовлечение в патологический процесс плевры наблюдается чрезвычайно редко, а возможность внеторакального распространения инфекционного процесса, вызванного пневмотропными возбудителями, фактически отрицается.
Таблица 207-1. Возможные клинические проявления муковисцидоза
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1098;