Другие нарушения поведения, вызываемые поражениями головного мозга.

 

При попытке распределить по группам все относительно острые и подострые нарушения психической деятельности и поведения в соответствии с указанными синдромами остается значительное число состояний, которые с трудом подда­ются классификации. Они бывают представлены множеством синдромов, харак­теризующихся расстройством следующих функций: замедление или ускорение речи, мыслей и поступков, .дезориентация во времени и пространстве, падение инициативы и интересов, утрата непосредственности поведения и чувства юмора, угодливость и гипокинезия, агрессивность и негативизм, враждебность, несо­блюдение правил поведения в обществе, использование бранных и вульгарных слов, необъяснимые испуг, эйфория или излишняя беззаботность, жалобы на искажение зрения или повышенную чувствительность к шуму, расстройства обоняния и вкуса, неспособность вспомнить названия предметов, следить за бесе­дой мыслить последовательно, сексуальная развязность, нескромность и другие признаки расторможенности, эпилептические припадки, нарушения сна. Очевидно, что эти симптомы не равнозначны и большинство из них не имеет особой диагно­стической ценности. Они могут сопутствовать гемипарезу, гемигипестезии, афазии или гомонимной гемианопсии, однако даже без этих симптомов латерализации они указывают на поражение головного мозга.

Синдромы, включающие эти показатели, могут наблюдаться при подостром склерозирующем панэнцефалите, листериозе с менингоэнцефалитом, менингоэнцефалите Бехчета., токсоплазмозе (у взрослых), инфекционном мононуклеозе, острых или подострых демиелинизирующих заболеваниях (острый и подострый ремиттирующий рассеянный склероз), гранулематозе и других формах ангиита, глиоматозе головного мозга, карциноматозе с многоочаговой энцефалопатией, множественных метастазах, остром и подостром бактериальном эндокардите, тромботической тромбоцитопении. Более полно некоторые перечисленные выше симптомы описаны в соответствующих главах.

Лечение. Уход за больным с делирием и спутанностью сознания. Первоначальные усилия должны быть направлены на контроль за основным заболеванием. Кроме того, следует успокоить больного и оградить его от возможных повреждений. Если это возможно, то около больного должен всё время находиться родственник, сопровождающее лицо или сиделка. В зави­симости от степени активности больного его следует поместить в закрывающуюся комнату с занавешенными окнами и низкой кроватью. Предпочтительнее разрешить больному передвигаться по комнате, а не привязывать к кровати, что может спровоцировать его сопротивление до полного истощения сил и коллапса. При меньшей активности больного можно удержать в постели, связав ему руки в запястьях, надев смирительную рубашку или натянув сетку над кроватью. Определенное время больному следует разрешить сидеть или ходить, если только это не противопоказано при основном заболевании.

Необходимо отменить все лекарственные препараты, которые могли бы при­вести к спутанности сознания и делирию (только в том случае, если есть уверен­ность, что синдром отмены не усугубит состояние). В таких условиях чаще всего применяют хлордиазепоксид, аминазин и диазепам, однако эффективны паральдегид (Paraldehyde) и хлоралгидрат при назначении их в адекватной дозе. Указанный препарат следует применять до восстановления нормального сна. В случаях тяжелых делириев препарат необходимо давать с осторожно­стью. Не следует пытаться полностью подавить возбуждение; для достижения этого потребуются очень большие дозы лекарственных средств, что может небла­гоприятно повлиять на жизненные функции организма. Целью назначения седативных препаратов является ослабление тревожного возбуждения до такой сте­пени, чтобы не допустить полного изнурения больного и облегчить уход за ним.

При спутанности сознания, ..обусловленной приемом антидепрессантов, на­пример амитриптилина, применяют физостигмин в дозе 2 мг.

Необходимо вести учет поглощаемой и выделяемой жидкости и восполнять любой недостаток ее и электролитов. Необходимо контролировать пульс и арте­риальное давление, учитывая возможность сосудистой недостаточности. При шоке можно рекомендовать переливание цельной крови и применение сосудосу­живающих препаратов.

Врач не должен забывать о мерах, которые могут способствовать умень­шению страха и подозрительности больного, снизить склонность к галлюцина­циям. Необходимо, чтобы в палате ночью был тусклый свет, и, если возможно, не переводить больного из одной палаты в другую. Каждую манипуляцию следует ему подробно объяснить, даже такую простую, как измерение артериаль­ного давления и температуры. Наличие рядом родственника позволяет больному поддерживать контакт с окружающей действительностью.

Если больные с делирием получают квалифицированную лечебную помощь и правильный уход, то большинство из них выздоравливают. Необходимо также успокоить родственников и разъяснить им, что изменение поведения и неразум­ные поступки больного не преднамеренны, а чаще являются следствием пора­жения головного мозга. После восстановления больной в какой-то степени забы­вает о периоде спутанности сознания, этот провал в памяти должен быть воспол­нен рассказом врача или родственников.

Лечение больных с деменцией и амнезией. Эти психиче­ские расстройства представляют собой довольно серьезные клинические состоя­ния, поэтому больного необходимо поместить в клинику для наблюдения. В этом случае врач имеет возможность наблюдать больного по нескольку раз в день в нейтральной и довольно однообразной обстановке. Кроме того, можно выпол­нить такие специальные обследования, как КТ, МРИ, люмбальную пункцию и ЭЭГ, исследовать уровень гормонов, выявить токсические и метаболические изменения в крови.

Как только у больного будет установлена неизлечимая деменция или амнезия, необходимо все полученные данные предоставить ответственному члену семьи больного для оценки. Больного необходимо поставить в известность о наличии у него неврологического заболевания, которое требует покоя и лечения, как правило, других сведений сообщать ему не следует. Если у врача есть уве­ренность в правильности поставленного им диагноза и возможного прогноза тече­ния болезни, об этом необходимо информировать семью больного. Если наруше­ния носят легкий характер и обстоятельства позволяют, больному лучше нахо­диться дома, чтобы он продолжал привычную для него деятельность и получал адекватное лечение. Если деменция возникла во время исполнения больным его служебных обязанностей, необходимо составить соответствующие документы для получения профессиональной пенсии. В более тяжелых случаях, если умственная и физическая слабость становятся более выраженными, требуется специальный. уход. При эпилептических припадках проводят симптоматическое лечение. Пре­параты, обладающие тонизирующим воздействием на нервную систему, витамины и гормоны при деменции бывают малоэффективны, однако они могут оказать определенную психологическую поддержку больному и членам его семьи. При­менение психостимуляторов типа декстроамфетамина (dextroamphetamine), кофеина и никотиновой кислоты иногда приводит к временному улучшению психической деятельности, а седативные препараты уменьшают беспокойство, снохождение, агрессивность и тревогу. В настоящее время проходят испытания препараты для специфического лечения деменции.

 








Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 854;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.