Общие черты. Область Полесской низменности представляет обширную низменную заболоченную равнину, протянувшуюся вдоль долины Припяти от Западного Буга на западе до Сожа на
Область Полесской низменности представляет обширную низменную заболоченную равнину, протянувшуюся вдоль долины Припяти от Западного Буга на западе до Сожа на востоке. На юге граница почти совпадает с государственной границей Беларуси, на севере постепенно переходит в область равнин и низин Предполесья. Основу территории составляет Полесская низменность с общим наклоном поверхности в направлении к долинам рек Припяти и Днепра. Единство территории подчеркивается зонами разломов по окраинам низменности.
Границы области и геоморфологическое строение во многом определяются тектоническими структурами. Срединную часть представляют такие крупные морфоструктуры, как Подлясско-Брестская впадина, Полесская седловина, Припятский прогиб, Брагинско-Лоевская седловина. На севере заходят отроги Белорусской антеклизы и Жлобинской седловины, на востоке – склоны Воронежской антеклизы, в юго-восточной части участки Днепровско-Донецкого прогиба, на юге – Украинского кристаллического щита, с юго-запада внедряется Луковско-Ратновский горст Волыно-Азовской плиты. Тектоническая неоднород-ность во многом обусловила большую амплитуду мощности осадочного чехла, от 20–30 м на Микашевичско-Житковичском выступе до 4000 м в пределах Брагинско-Лоевской седловины (А. В. Матвеев и др., 1982).
Сложное тектоническое строение на ограниченной территории предопределило образование более 200 больших и малых блочных морфоструктур с большой амплитудой неотектонических движений. Тектонические и неотектонические движения оказали влияние на особенности распространения, на динамику ледникового покрова и ледниковый морфогенез, морфологию речных долин и др. Приподнятое положение южной части территории препятствовало проникновению ледниковых покровов. С зонами разломов связано размещение краевых гряд, гляциодислокаций, ложбин ледникового выпахивания и размыва.
Осадочный чехол построен преимущественно породами девонской, меловой, палеогеновой, неогеновой и антропогеновой систем. Под антропогеновой толщей вскрываются неогеновые кварцевые пески, алевриты и глины, которые имеют наибольшее распространение в Подлясско-Брестской впадине и центральной части Припятского прогиба. Распространение песчаных разностей в коренных породах определило в определенной степени специфику антропогеновой седиментации, что явилось впоследствии одной из причин широкого распространения на территории Полесья эоловых форм рельефа. Толща антропогеновых осадков на юге колеблется в пределах 10–50 м, на западе и северо-западе – 80–120 м, достигая в отдельных местах 200 м.
Рельеф ложа антропогеновой толщи в доледниковое время представлял собой погребенную равнину с относительно ровной поверхностью на западе и более возвышенную и расчлененную на северо-востоке и юге. Преобладающие высоты в западной части 100–120 м, в восточной – 140 м и более. Из положительных форм выделяется возвышенность, связанная с Микошевичско-Житковичским выступом (относительное превышение 15–20 м). В направлении с запада на восток прослеживаются цепочки ложбинообразных понижений с глубиной вреза до 57–62 м.
Исходной для развития современного рельефа юга Беларуси можно считать мезозойскую поверхность выравнивания в виде морской аккумулятивной равнины. В последующем неоднократные трансгрессии морского бассейна определили палеогеновую поверхность выравнивания. После регрессии палеогеновых морей установился континентальный режим, существующий до настоящего времени. В неогене были заложены первые речные долины и получили распространение обширные озерные водоемы. К началу антропогена Белорусское Полесье представляло плоскую заболоченную равнину.
Таким образом, своеобразие рельефа Полесской низменности создавалось на протяжении длительного геологического времени.
В антропогене территория неоднократно покрывалась материковыми оледенениями, которые в значительной степени преобразовали первичную поверхность аккумулятивной и экзарационной деятельностью. Геологические исследования показывают, что первые значительные экзарационные преобразования относятся к березинскому оледенению, в результате которого образовались ложбины ледникового выпахивания и размыва. Наиболее глубокая Старчинская ложбина врезана в породы доледникового рельефа на глубину 73 м и заполнена флювиогляциальными отложениями. После отступания ледника значительно увеличилась расчлененность рельефа, многие сформировавшиеся ложбины предопределили формирование гидрографической сети. Этот период характеризовался большой обводненностью и развитием озер. С этим временем был связан перелив вод Пра-Днепра в южном направлении в бассейн Дисны (Г. И. Горецкий, 1970). Деградация ледника сопровождалась образованием зандров и озерно-ледниковых низин в районе озер Черного, Споровского, городов Солигорска и Старобина. В современной низине оз. Выгонощанское существовал приледниковый озерный бассейн.
Александрийское межледниковье характеризовалось развитием густой сети озер и болот на большей части Полесья. Многие озерные котловины были унаследованы от ранних этапов развития. Речные долины, образовавшиеся в александрийское время, имели общее направление стока и очертания соответствующие современному.
Днепровский ледниковый покров сыграл определяющую роль в формировании современного рельефа Полесья. К этому времени относится подъем пониженной западной части Полесья, что обусловило общий наклон равнины в восточном направлении. Три лопасти днепровского ледника: брестская, столинская и наровлянская – производили экзарационную работу, выражавшуюся в образовании ложбин ледникового выпахивания в центральной и восточной частях Полесья. Врез ложбин достигал 90 м. Таяние ледника сопровождалось повсеместным образованием озерно-ледниковых водоемов и зандровых равнин. В период остановок ледника формировались краевые насыпные и напорные образования с камами и озами, которые представлены в пределах Загородья и Мозырской возвышенности. Образовавшиеся понижения вдоль краевых ледниковых поднятий были унаследованы в последующем современными реками (Припять, Ясельда, Оресса, Пина и др.) и озерами (Червоное). Возникли основные возвышенности региона и определились орогидрографические черты современного рельефа.
В шкловское время в условиях стабильной тектонической обстановки формировалась гидрографическая сеть, разрабатывались речные долины. Большая увлажненность территории способствовала формированию озерных водоемов, которые отличались небольшими размерами и значительными глубинами.
В период сожского оледенения в северной и западной частях Полесья оформлялись аккумулятивные краевые гряды, моренные равнины, ложбины ледникового выпахивания и размыва. Южнее рельеф формировался под воздействием талых ледниковых вод. Большие пространства были заняты озерно-ледниковыми водоемами. Основные пространства Полесья представляли перигляциальную зону сожского оледенения, где проявлялись процессы солифлюкции и термокарста. С этим периодом связано начало формирования вторых надпойменных террас на реках Полесья.
В муравинское межледниковье основными генетическими типами отложений являлись озерные, озерно-болотные и аллювиальные гумусированные пески, глины и торф. В основных долинах продолжала формироваться вторая надпойменная терраса.
Поозерский период характеризовался большой водностью речных систем Полесья, распространением холодных озерно-ледниковых водоемов. С прекращением притока талых вод площади озер быстро сокращались, оставляя плоские песчаные пространства с эоловыми образованиями и торфяниками. Уменьшение озерности связано также с положительными гляциоизостатическими движениями на протяжении позднеледниковья. В конце этого времени, в результате увлажнения климата, гляциоизостатических опусканий, подъема уровня грунтовых вод появились мелководные озера-разливы, нередко наследовавшие древние озерные котловины. В долинах рек сформировалась вторая эрозионно-аккумулятивная надпойменная терраса, на плакорах активизировались карстовые процессы. С этим временем связано образование сквозной долины р. Припять в пределах Мозырских гряд, которые служили естественной преградой для речных и озерных вод.
Современный облик рельеф приобрел во второй половине голоцена. Оформились речная сеть, озерные котловины. К концу бореального и началу атлантического времени была сформирована современная пойма. Интенсивно проявлялось болотообразование в низинах, оврагообразование на возвышенностях, формирование карстовых озерных котловин, накопление делювиальных шлейфов и конусов выноса, повсеместное развитие эоловых процессов по берегам рек и озер. (О. Ф. Якушко, Н. А. Махнач, 1973). Образование эоловых гряд, бугров, параболических дюн связано не только с переработкой флювиогляциальных песков, но и с перевеванием многочисленных прирусловых валов, образовавшихся в результате интенсивного меандрирования рек. Существенная роль принадлежит озерам, общее количество которых, включая старичные, превышает пять тысяч. Кроме того, на развитие современного рельефа заметную роль оказывают локальные неотектонические движения, которые имеют как положительную (2 мм/год), так и отрицательную (1,3 мм/год) амплитуду.
Основной фон современного рельефа создают заболоченные пространства аллювиальных, озерных, озерно-аллювиальных и водно-ледниковых равнин и низин. Краевые ледниковые комплексы имеют ограниченный характер. Выделяется возвышенная равнина Загородье с высотами до 180 м и Мозырская гряда с максимальными отметками до 221 м. Своеобразие рельефа во многом определяется слабой расчлененностью, сравнительно однородной толщей покровных песчаных отложений.
Колебание высот не превышает 2–7 м. Абсолютные высоты на западе колеблются в пределах 135–155 м, на востоке – 110–130 м. Минимальные отметки 100 м приурочены к месту впадения Припяти в Днепр.
Основные реки относятся к бассейну Днепра, и только на западе часть рек принадлежит бассейну Западного Буга. Гидрологический режим рек в основном определяется талыми и дождевыми водами, а также за счет подземного притока. Правые притоки Припяти и Сожа вскрывают воды, содержащиеся в мергельно-меловых отложениях. Гидросеть не обеспечивает дренажа, что вызывает высокое стояние грунтовых вод, заболачивание днищ и долин рек. В периоды интенсивного таяния снега и дождей для всех рек наблюдается высокий уровень половодья. Гидрологические наблюдения показывают, что ежегодные подъемы уровня воды в Припяти 4–5 м, а в аномальные по водности годы могут достигать 7 м, вызывая катастрофические наводнения. На малых реках подъем уровня 2–3 м. Продолжительность половодья иногда достигает 125, у малых рек – до 40 дней. Ширина разлива р. Припять составляет 5‑15 км, достигая 25 км. В основных притоках ширина разлива 5‑10 км.
Долина Припяти является основной водной артерией Белорусского Полесья – самый большой по величине и водности приток Днепра. Длина реки на территории республики составляет 548 км. Продольный профиль имеет слабовыпуклый характер и небольшое падение. Ширина долины достигает 75 км. Русло извилистое (рис. 19), коэффициент меандрирования 1,01–2,83. В долине выделяются пойма и две надпой-менные террасы. На всем протяжении ширина поймы изменяется в широких пределах – от 1–2 км вдоль Мозырской гряды до 18 км в месте впадения Пины и Горыни. Выделяют несколько уровней поймы. Старая высокая пойма (2–3 м), занимая отдельные участки долины, заливается только в экстремальные по водности годы. На низкой старой пойме (высота 1,5–2 м) периодически заливаются участки староречьев и протоков. Большую часть днища долины занимает молодая сильно заболоченная пойма. Относительные превышения над урезом воды в верховьях 0,5–1,5 м, ширина до 17 км. Высокая молодая пойма тянется вдоль Припяти широкой полосой от 0,5 до 1,0 км. На приустьевых участках притоков характерными формами рельефа являются гривистые заболоченные участки с протоками и старицами. На притеррасных участках поймы хорошо выражены крупногривистые эоловые формы высотой 0,5–1,0 м, длиной до 5,0 км, а на некоторых отрезках поймы широко распространены прирусловые валы.
Первая надпойменная терраса у Припяти аккумулятивная, наблюдается на всем протяжении, за исключением участков у гг. Мозыря и Петрикова. Ширина террасы изменяется от 1 до 8 км, в местах впадения крупных притоков достигает 18 км. На отдельных участках она сужается до 100 м. Высота уступа террасы обычно 0,3–1,0 м, местами достигает 3–4 м. Поверхность террасы пологая, осложнена эоловыми образованиями, у староречий и притеррасных участках заболоченная.
Вторая надпойменная терраса преимущественно эрозионно-аккумулятивного типа развита повсеместно, кроме сквозных участков долины (Мозырь, Петриков). Колебание ширины террасы составляет от 200 м до 18 км. Высота уступа террасы над урезом воды увеличивается с запада на восток, возрастая по течению от 7 до 20 м. Вдоль бровки террасы развиты разнообразные эоловые формы рельефа.
Природные условия, рельеф, гидросеть Полесья претерпели значи-тельные антропогенные трансформации. В частности, многие озера превратились в наливные водоемы (Луковское), служат водоемами-охладителями (Белое, Черное) для Белоозерской ТЭЦ. Изменены рельеф и гидросеть мелиорированных болот, возникли свежие эоловые массивы и развеваемые пески. Техногенные преобразования связаны со строительством Днепровско-Бугского (длина 196 км), Огинского (длина 54 км) и мелиоративных каналов; создан ряд крупных водохранилищ (Любанское, Погост, Локтыши и др.).
Рельеф испытывает заметные изменения и за счет сработки торфа в результате сельскохозяйственной деятельности и большого распространения карьерных выработок.
Первое геоморфологическое районирование, проведенное В. А. Де-ментьевым (1960), подразделяло Белорусское Полесье на четыре геоморфологических района: Приднепровскую низменность, Мозырскую равнину, Припятское Полесье и Брестское Полесье. Дальнейшие исследования особенностей геоморфологического развития рельефа Полесья позволили выделить 22 района.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1013;