Поджелудочная железа: ключ жизни
Поджелудочная железа – ключ жизни, считают специалисты. Почему это так? Потому что длительность нашей жизни зависит от сохранности этой железы. Чем быстрее мы изнашиваем эту железу, тем быстрее мы умираем. А как мы ее можем сохранить и как мы ее губим?
Губим мы ее избыточным по количеству и неадекватным по качеству питанием. Как известно, поджелудочная железа состоит из эндокринного аппарата – островков Лангенгарса, – вырабатывающих гормон инсулин, расположенных в хвостовой части железы, и «головки», вырабатывающей всю гамму пищеварительных ферментов, выделяемых в двенадцатиперстную кишку и необходимых для пищеварения, белков – трипсин; жиров – липаза; углеводов – амилаза.
Сама она представляет собой очень нежный орган весом всего в 70 г, расположенный забрюшинно, позади желудка. Проекция органа – на пояснице, потому опоясывающие боли говорят о воспалении поджелудочной железы.
Надо признаться, что, начиная с рождения, мы всю жизнь совершенно нещадно эксплуатируем эту железу, заставляя ее работать круглосуточно, выделяя пищеварительные ферменты. Синтез ферментов и инсулина – процесс энергоемкий, требующий большого расхода энергии. Именно несвоевременным приемом пищи мы истощаем и свои энергетические запасы, и поджелудочную железу.
Как же это делается и почему мы поступаем всю свою жизнь столь неразумно? Делается это от незнания законов физиологии организма и оттого, что при еде мы руководствуемся только требованиями своего аппетита без понимания того, куда он нас может завести и привести.
А приводит он: а) к диабету, б) панкреатиту, в) раку поджелудочной железы,
г) самоперевариванию и некрозу железы. Одно другого хуже. Давайте же призовем на помощь биохимию пищеварения и раз и навсегда уясним себе, каким должно быть правильное питание.
Нарисовав идеальную картину этого питания, мы будем знать, что из чего происходит (какая болезнь от какой еды), и, садясь за стол, будем знать, где польза, а где вред от предлагаемых блюд.
Во-первых, необходимо знать, что все живые клетки (животных и растительных тканей) способны к самоперевариванию, если нарушена их целостность.
Если мы употребляем в пищу сырые фрукты, овощи, проросшие злаки, орехи, пищевые травы – они требуют для своего расщепления минимальное количество пищеварительных ферментов. Достаточно нескольких миллиграммов пепсина желудочного сока, затем триксина, липазы и амилазы поджелудочной железы (в качестве затравки пищеварительного процесса), чтобы разрушить несколько клеток пищевой кашицы принятой сырой пищи.
Дальше процесс приобретает каскадный или лавинный характер: разрываются лизосомы расщепляемых ферментами клеток, выделяются лизирующие ферменты, которые расщепляют другие клетки. Те, в свою очередь, разрушаясь, выделяют новые порции лизирующих ферментов, опять же расщепляющих еще большее количество клеток пищи.
Так естественно протекает процесс пищеварения, не причиняя нам никаких затруднений в виде вздутия, тяжести в животе, поноса или запора.
Понятно, что обработанная высокой температурой «убитая» пища этих качеств лишена. Для переваривания, например, 200 г тушеных или жареных овощей потребуется примерно в 50—100 раз больше пищеварительных ферментов, чем для того же количества овощей, съеденных сырыми. Ведь основной и окончательный пищеварительный процесс происходит именно в двенадцатиперстной кишке, куда пища попадает из желудка и куда открываются протоки поджелудочной железы и желчного пузыря. Начинается пищеварение в ротовой полости, где пища обрабатывается слюной, содержащей фермент птиалин. Птиалин расщепляет крахмалы пищи на крупные полисахаридные комплексы, подготавливая ее для окончательного расщепления амилазой поджелудочного сока.
Однако мы не имеем привычки разжевывать пищу до жидкого состояния (смешанного со слюной), а глотаем ее кусками, в результате чего выпадает первое звено пищеварения.
Далее, в желудке расщепляются уже белковые компоненты пищи пепсином желудочного сока в кислой среде. Молекула белка превращается в «обломки» – олигопептиды, для своего усвоения требующие дальнейшей обработки трипсином поджелудочной железы в щелочной уже среде двенадцатиперстной кишки. Жиры же целиком расщепляются липазой, выделяемой опять же поджелудочной железой.
Так вот, когда мы едим пищу, термически обработанную – вареную, жареную, печеную, мы заставляем нашу основную пищеварительную железу работать с повышенной в сотни раз нагрузкой, и она, как шагреневая кожа, все убывает, изнашивается и болеет по мере прожитых нами лет.
За примерами ходить далеко не надо. Сколько вокруг людей, страдающих панкреатитом? Практически каждый второй. Диабетом же болеют 20 процентов населения России. Мы еще не сказали об эндокринной части поджелудочной железы.
Если пищеварительные ферменты расщепляют пищу для окончательного ее усвоения в тонком кишечнике, а именно: белковую молекулу – до аминокислот, молекулу крахмала – до моносахаридов – глюкозы, фруктозы и др., молекулу жиров – до жирных кислот и глицерина, то инсулин является универсальным анаболическим гормоном, т. е. он способствует проникновению этих элементарных составных частиц пищи в клетки организма через клеточные мембраны, делая их более проницаемыми.
И потому, хотя показателем наличия достаточного количества инсулина, вырабатываемого железой, является уровень глюкозы в крови, инсулин нужен отнюдь не только для усвоения глюкозы. А это значит, что вся пищевая даже не масса, а махина, которую мы запускаем в наш желудок, заставляет усиленно работать не только экзокринный, но и эндокринный аппарат поджелудочной железы.
Причем, заметим, что, принимая пищу после 14–15 часов, мы заставляем ее работать круглосуточно, что ведет к очень плохим последствиям, потому что круглосуточно она все равно не работает, прекращает выделение пищеварительных ферментов около 18 часов.
И потому вся пища, съеденная после 18 часов, попадает в двенадцатиперстную кишку, остается там до утра в тепле (38 °C), загнивает, а утром эта полусгнившая, полуперебродившая масса продолжает свой путь по тонкому кишечнику (20 метров), а потом по толстой кишке (5 метров), отравляя по пути нашу кровь выделяющимися из нее ядами, которые теперь уже обезвреживает печень, поскольку кровь из кишечника устремляется по коллектору воротной вены печени прямо в этот фильтрующий, очищающий и обезвреживающий нашу кровь орган.
Что в результате происходит с печенью – очень хорошо знают те, кто страдает гепатохолециститом, калькулезным холециститом, кто болеет инфекционной желтухой или вирусным гепатитом и, как следствие, циррозом печени.
Итак, первое требование к пище – она должна соответствовать нашей физиологии по своему качеству. Насколько этому требованию отвечают мясные продукты? Представляя собой природный животный белок, они попросту не перевариваются нашими пищеварительными системами и загнивают.
Почему? Потому что к перевариванию мяса, и то сырого, приспособлен пищеварительный тракт хищников, но не человека. Кислотность желудочного сока, концентрация пепсина желудка, трипсина поджелудочной железы и других ферментов, участвующих в расщеплении мясных продуктов, недостаточны, чтобы довести этот процесс до конца.
Длина пищеварительного тракта человека превышает таковую у хищников, и пребывание белка в нем длительное время, до 8 часов, также способствует его загниванию. А загнивающий белок выделяет ядовитые газы: аммиак, метан, сероводород и ядовитые моноамины: путресцин, кадаверин, птомаины, частично обезвреженные печенью, частично же (когда их слишком много) попадающие в большой круг кровообращения. Тогда и начинаются наши беды в виде различных болезней.
Теперь посмотрим, что же конкретно вредит поджелудочной железе. Прежде всего, манная и рисовая каша на молоке и с сахаром, которыми мы стараемся накормить ребенка в младенчестве.
Этого делать нельзя категорически, поскольку эти крупы полностью лишены витаминов, а в сочетании с белком молока и сахаром представляют именно ту смесь, которая дает в желудочно-кишечном тракте процессы гниения и брожения.
Результат – кожные диатезы, далее – бронхиальная астма у детей. Далее – ребенок растет, еда становится разнообразнее и вреднее. В пищу обязательно включается мясо – как же, «белок необходим для роста, нужны незаменимые аминокислоты».
Конечно, нужны, да только их великолепно синтезируют наши собственные печень, селезенка и костный мозг, если они не забиты всяческими шлаковыми продуктами, отходами обмена, т. е. теми же загнивающими белками. К тому же их синтезирует здоровая микрофлора кишечника, фиксируя атмосферный азот.
А имея собственные живые, а не взятые у животного «мертвые» (вареные продукты), аминокислоты, организм человека (а тем более ребенка) очень легко, без лишних энергетических затрат на «оживление» синтезирует белковую молекулу, обладающую не только видовой, но и индивидуальной специфичностью. Такая белковая молекула никогда не вызовет образования в организме антител, т. к. она «своя», родная, структура ее соответствует структуре других белков организма.
Но где же взять материал для синтеза таких хороших, своих молекул? Вот вопрос, мучающий очень многих, и совершенно напрасно. Аминокислоты синтезируются в организме при аминировании (присоединении азота) углеводистой цепочки натуральных, живых, не убитых тепловой обработкой сахаров фруктов (глюкозы и фруктозы), меда и крахмалов овощей. Азот же образуется при распаде наших собственных белковых тканей в процессе диссимиляции, поскольку нормальный обмен веществ состоит именно из двух сопряженных процессов: ассимиляции и диссимиляции.
В сутки при этом в организме образуется 3,7 г азота – коэффициент Рубнера. Этого количества азота вполне достаточно для синтеза собственных аминокислот и собственного белка при наличии углеводов растений в пище.
Таким образом, в организме осуществляется безотходное производство собственных тканей, поскольку азот старых, распавшихся клеток идет не на образование весьма токсичных азотистых отходов – мочевины, мочевой кислоты, креатина и других, которые выводятся почками – в ресинтез аминокислот.
Нельзя забывать также, что, кроме гниения, при пищеварении мяса мы имеем образование огромного количества ненужных тканевых антител, дающих начало всем аллергическим реакциям организма, вплоть до бронхиальной астмы и пищевых аллергий от меда, цитрусовых, красных и оранжевых овощей и фруктов. Единственным истинным аллергеном является здесь чужеродный животный белок мясных продуктов, все же остальные пищевые продукты – только разрешающие аллергию факторы. Итак, с качеством употребляемой и соответствующей нашей физиологии пищи мы, кажется, разобрались. А как быть с количеством? В том-то и дело, что качественно неполноценная, т. е. обработанная термически пища лишена энергетической ценности, тех фотокалорий, которые растение накопило в себе в процессе фотосинтеза, и потому для удовлетворения энергетических потребностей организма мы употребляем ее в несколько раз большем количестве, перегружая пищеварительный тракт – тяжесть, вздутие и т. д., опять же, перенапрягая поджелудочную железу. Вот и получается, что совершенно точно сказано: «Ножом и вилкой мы роем себе могилу».
Нужно просто понять и осознать, что сложившиеся в силу исторических, климатических, экологических, этнических причин традиции питания не соответствуют истинным потребностям нашего организма. И тогда не так уж трудно изменить свои привычки, пищевые вкусы, потребности и, самое главное, в такой же традиции адекватного организму питания вырастить своих детей для того, чтобы они не болели.
Итак, ясно, что ферментативные возможности поджелудочной железы лимитируют нашу жизнь. Теперь посмотрим, можно ли вылечить воспаление железы – панкреатит и недостаточность эндокринного аппарата – диабет.
Что нужно при остром панкреатите, сопровождающемся болями, резкими вздутиями живота, высокой температурой? Нужно дать работающему органу покой, т. е. не принимать пищу в течение 3–5 дней, пить только дистиллированную воду.
Конечно, при тяжелом состоянии больного нужно его госпитализировать и вводить гормоны, купирующие острый воспалительный процесс. Но покой железе необходим.
Затем переходим на питье травяных отваров, свежевыжатых соков, разбавленных водой, и очень осторожно – через 7—10 дней – питание твердой пищей.
При хроническом панкреатите единственным реальным лечебным режимом является кратковременное голодание с питьем травяных отваров с медом и фруктовых соков, затем овощных соков, затем можно есть фрукты, орехи, проросшие зерна, овощные и зеленые салаты, кисломолочные продукты.
Теперь несколько слов о том фатальном состоянии, которое называется некрозом железы. Развивается он нередко молниеносно и по непонятным причинам. А причина, между тем, ясна: самопереваривание ткани железы. Это почему же? А только потому, что хозяин этой железы не знал меры в употреблении мяса и до ненормальных величин активизировал ее ферментативный аппарат, вырабатывающий трипсин, а трипсин переваривает белок.
Синтез трипсина, бесконечно стимулируемый пищей, выходит из-под контроля, и фермент, выделенный в избыточном количестве, переваривает саму железу. Эта ситуация редко и трудно поддается исправлению. Однако очень просто не довести до нее свой организм – нужна умеренность в еде.
Рак поджелудочной железы (увы, нередкое теперь заболевание) также просто не допустить. Нужно лечить гнойные процессы в самой железе или близлежащих тканях, но не антибиотиками, а очищением (промывание кишечника, питье травяных настоев, воздержание от твердой пищи в течение 10–20 дней. Как же быть с диабетом – неужели диабетик вынужден жить со своей болезнью и лекарствами от нее всю жизнь, которую диабет значительно укорачивает? Нет, ни в коем случае! Диабет возникает от поражения инсулярного аппарата железы воспалительным или аутоиммунным процессом, а начало этому дают те же животные белки. И вовсе не от избытка сахара (если только он натуральный – мед, фрукты), а от избытка белковых продуктов, т. е. антигенного материала, разрушающего ткани, возникает диабет.
А лечить его нужно только правильным, адекватным организму питанием, о котором мы сказали выше, а также освобождением толстого кишечника от гниющих отбросов пищеварения (промывания кишечника) и достаточным количеством свежего воздуха, т. к. кислород сцособствует сгоранию недоокисленных продуктов обмена – работа на даче, в огороде, прогулки, бег.
Так можно вылечить даже диабетическую гангрену. Лечению поддается также инсулинозависимый диабет при тщательном и длительном соблюдении правильного, оздоравливающего питания.
Нужно сказать, что диабет II типа при налаживании очистки тканей и полноценного восстановительного питания излечивается буквально «попутно» при лечении таких тяжелых заболеваний, как бронхиальная астма, гипертония, лимфогранулематоз, пиелонефрит.
Для завершения темы скажем еще следующее. Теперь, когда мы разобрались в составе и качестве различных пищевых продуктов – сырых и вареных, животных и растительных – и в их соответствии физиологии и биохимии человеческого организма, представим себе картину идеального питания здорового (и больного также) человека.
С утра травяные чаи различного состава – очищающие, успокаивающие, отхаркивающие, желчегонные и т. п. В качестве универсальной схемы возьмите по 1 столовой ложке мяты, мелиссы, душицы, корня валерианы, подорожника, мать-и-мачехи, шалфея, тысячелистника, ромашки, спорыша, толокнянки, залейте все это двумя литрами кипятка, настаивайте 0,5–1 час и пейте с медом и соком лимона или любым кислым свежим ягодным соком.
Это норма на весь день для одного человека. Но можно с утра заварить 1–1,5 л и выпить всей семьей свежий, горячий, пахнущий травами чай. Он принесет гораздо больше пользы, чем кофе или разрушительные черные чаи.
В эту смесь можно добавить ягоды шиповника, зеленый чай, каркаде (суданская роза). При возможности после этого можно выпить 1–2 стакана свежевыжатого фруктового или овощного сока из любых фруктов или овощей по сезону.
От 10 до 11 часов – первая еда, она должна быть фруктовой – свежие фрукты – летом и осенью, яблоки, цитрусовые и сухофрукты – зимой и весной. Через 1,5–2 часа – травяной чай или любой сок – 1–2—3 стакана. В 15 часов обед – из свежих овощей и зелени. Овощи протираются на терке, зелень мелко нарезается, салат заправляется домашней сметаной (не пастеризованной!), растительным маслом, яичными сырыми желтками.
Можно и очень полезно добавить в салат промолотую проросшую пшеницу, гречиху, семена льна, подсолнуха, гороха – все прорастить заранее. Состав салата зависит от наличествующих по сезону овощей.
Нужно помнить, что «всякому овощу свое время», и не есть в январе и марте помидоры и огурцы, а в июне – арбузы. Овощи нужно есть грунтовые и дозревшие, иначе они приносят только вред. Свежую зелень употреблять круглогодично.
После обеда через 1,5 часа – любое питье. Ужин – в 18 часов. Он может быть фруктовым или овощным – по сезону. С овощными салатами вместо проросших зерен можно употреблять орехи грецкие, фундук, сыры, кисломолочные продукты. Хлеб – только сухари ржаные, со сливочным маслом и чесночным или хреновым соусом. В салаты можно также добавлять отруби: пшеничные, ржаные и другие – незаменимый источник витаминов группы В.
Еще раз нужно подчеркнуть, что летом и осенью особенно ценны все красные и оранжевые фрукты и овощи как богатейшие источники витаминов, микроэлементов, антиоксидантов: вишня, черный виноград, помидоры, арбузы – в общем, все то, что попало в черный список запретных продуктов для страдающих аллергией, кожными диатезами, астмой. Для них эти продукты особенно необходимы, но только после очистки организма.
Давайте посмотрим, что люди приобретут и чего лишатся при подобном питании. Приобретут они, очевидно, здоровье, а с ним оптимизм, силы и желание жить и трудиться – и это в любом возрасте. А лишатся – в первую очередь всех своих болезней – гипертонии, диабета, панкреатита, холецистита и т. п., список бесконечен. К тому же гарантированно не заболеют гриппом и даже – атипичной пневмонией.
Ну и лишатся, конечно, эти люди обильных застолий с шашлыком и выпивкой. Но это вовсе не означает лишиться вкусной еды и общения с друзьями. Болячек хватает у всех, в том числе у молодых, а при наличии элементарных знаний о своем организме и природе очень многие из ваших друзей изменят свои взгляды на жизнь и образ питания.
А как же быть с маленькими детьми? Отчего болеют груднички, не отведавшие ничего, кроме материнского молока? Почему они страдают диатезами, рахитами, воспалением легких? Везде ведь написано: грудное вскармливание – самое лучшее питание для ребенка, ничто не сравнится по составу с материнским молоком. Ой ли? А разве состав молока не зависит от того, что ест кормящая женщина? Ведь все описанные процессы гниения и брожения пищи при смешанном питании происходят у нее в организме, и выделяемые при этом токсины гниения попадают прямиком в грудное молоко.
А мама старается! Ест как можно больше и чаще, а ребенок сосет, растет. Мама радуется, пока вдруг – высокая температура, ангина, воспаление легких, диатез. Что делать? К врачу и нередко в больницу – лекарства, уколы, бессонные ночи. Увы, знакомая до боли картина. А всего-то нужно маме немедленно выпить солевое слабительное, очистить кишечник и пить, пить – травяные чаи с медом, соки фруктов и овощей, но ничего не есть. Ребенку с высокой температурой следует очистить кишечник (очистительные клизмы), поить травяными чаями, соками цитрусовых, а после очистки материнского организма – грудным молоком.
Такой режим продолжать не менее
10—15 дней, и мама, и малыш будут здоровы. Затем питание по описанной схеме.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 583;