Тема: Геральдический орнамент в современном дизайне.
Геральдический орнамент – это орнамент, в котором в качестве мотивов, используются знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения – щиты, оружие, флаги.
Геральдический орнамент нередко применяют для украшения мебели разных стилей как в виде резьбы по дереву, так и виде мозаичного набора и т.д. Так в эпоху готики и раннего ренессанса было принято украшать мебель фамильными гербами. В мебели стилей барокко и классицизма одним из орнаментальных мотивов были атрибуты музыкального искусства. Наибольшее распространение геральдический орнамент нашел в мебели стиля ампир, которую украшали изображениями рога изобилия и лиры, факелами, щитами, копьями и другими атрибутами и символами войны и победы. В орнаментах русской мебели второй половины 18 в. Встречаются гербы, оружие, древнегреческие вазы и д. р.
Тема: Рисунок в сюжетном наборе.
Сюжетным набором называют мозаичное изображение, несущее определенный художественный образ: пейзаж, натюрморт, портрет, многофигурную композицию.
Существует два способа создания сюжетного мозаичного набора. При первом способе берут готовый рисунок (пейзаж, натюрморт, портрет) и перерабатывают его с учетом специфики изобразительного материала — древесины. При втором способе сюжет находят в самой текстуре древесины, в ее причудливом рисунке, умело дополняя его несколькими вставленными элементами, подобно тому, как создаются скульптурные изображения из сучков, корней, наростов и т. д.
При выборе готового рисунка или создании собственной композиции для сюжетной мозаики необходимо учитывать прикладной характер мозаичного набора. Он предназначен для украшения определенного предмета (например, мебели), поэтому его композиция по содержанию и форме должна соответствовать характеру и назначению украшаемого предмета.
При выборе рисунка для сюжетной мозаики не следует копировать произведения живописи, заменяя мазки кисти кусочками дерева, как это иногда делается, при этом теряется неповторимая красота текстуры древесины. Мозаика имеет свой язык изображения, свои образы, поэтому нет необходимости пользоваться чужим языком — живописи.
В сюжетном наборе в полной мере нужно применять стилизацию и обобщение рисунка в связи с особенностями строения древесины: слоистость и хрупкость материала требуют четкости, возможно меньшей кривизны линий, ограничивающих отдельные элементы мозаики. Поэтому в рисунке сохраняют наиболее характерные очертания, мелкие детали опускают, контуры спрямляют.
Детали изображения нужно находить в рисунке самой древесины, в полной мере используя ее графическое богатство. Применение ограниченного количества пород древесины не помешало художнику создать определенное настроение, показать красоту русского пейзажа и полностью раскрыть богатство изобразительных возможностей древесины.
При создании подготовительного рисунка следует тщательно продумать направление волокон на отдельных участках мозаики, помня о свойстве древесины по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон. Если в наборе необходимо строго соблюдать единую тональность отдельных элементов вне зависимости от освещения набора, то направление волокон у всех деталей мозаики должно быть одинаковым. Если нужно добиться того, чтобы отдельные детали в наборе выделялись, вспыхивали при определенном освещении, то направление волокон в них должно быть отличным от направления волокон других деталей. На подготовительном рисунке направление волокон показывается штриховкой.
Далеко не всегда мозаичный набор точно соответствует подготовительному рисунку. При переводе в материал рисунок уточняют, текстура древесины может подсказать новые решения.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1790;