Психология межгруппового взаимодействия

Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются пси­хологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловлен­ные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым).

Одним из первых ученых, обративших внимание на психо­логические закономерности отношений между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г. работе «На­родные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм - это свойство сознания этнической группы, связанное с преувели­чением положительно оцениваемых характеристик собствен­ной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и куль­турной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим группам.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в та­ких феноменах как стереотипы и предрассудки (Майерс Д., 1997).

Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношений, можно объеди­нить в рамках основных подходов (Агеев В. С, 1990). Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности:

- установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов;

- чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти;

- стереотипность суждений и оценок;

- нетерпимость к неопределенности;

- склонность подчиняться людям, наделенным властью;

- нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демон­стрируемых актов жестокости.

М. Шериф в полевых экспериментах показал, что ситуация конкурентного взаи­модействия, в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и одновременному усилению внутригрупповой сплоченности.

Экспериментальные исследования феномена внутригруппового фаворитизма (тен­денции оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой), прове­денные Г. Тэджфелом и Д. Тернером, показали, что одного толь­ко факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы индивиды демонстрировали более позитивные установ­ки по отношению к тем, кто, по их мнению, входил в одну груп­пу с ними, и более негативные установки по отношению к тем, кто входил в другую группу.

Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Терне­ра объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации(тенденции к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы, как правило, в пользу «своей» группы) как результат серии когнитивных про­цессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп: социальной ка­тегоризации, социальной идентификации и социального сравнения.

Социальная категоризация— это когнитивный процесс упо­рядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого по группам (категориям) имеющим сходство по значимым для индивида критериям

Социальная идентификация— это процесс отнесения индивидом себя к тем или иныу социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Социальное сравнение— это процесс соотнесения качественных при­знаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т. е. межгрупповая дифференциация.

Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются за­ключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

 








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 897;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.