Залежей углеводородов.
Область применения магнитных съемок при нефтегазопоисковых работах обычно ограничивалась изучением региональных особенностей геологического строения территорий, исследованием структуры и вещественного сотава кристаллического фундамента молодых и древних платформ и решением общих задач геокартирования. Осадочный чехол из-за очень слабых магнитных свойств пород, как правило, исключался из объектов исследования. С появлением новой высокоточной аппаратуры и проведением с ее помощью массовых съемок были выявлены новые специфические аномалии магнитного поля малой амплитуды, пространственно приуроченные к залежам углеводородов (Березкин и др., 1978, Еремин, 1986, Каштанов, 1988 и др.).
К настоящему времени в юго-восточной части Западно-Сибирской плиты на нескольких месторождениях проведены наземные детальные высокоточные магнитные съемки. Анализ полученных данных был проведен сотрудниками Томского политехнического университета ( Меркулов В.П., Зятев Г.Г., 2000, 2003, Меркулов В.П., 2002). Полученный фактический материал позволил дать достаточно объективную положительную оценку возможностей применения магниторазведки для изучения залежей различного типа. Структура магнитных полей, наблюдаемых над залежами углеводородов юго-восточной части Западно-сибирской плиты, достаточно специфична – в области залежей обычно наблюдаются «микромагнитные аномалии», представляющие собой участки резко дифференцированного по амплитуде высокочастотного магнитного поля, наложенного на плавно меняющийся фон средне- и низкочастотных аномалий (рис.7.11). Региональные магнитные аномалии, связанные с глубоко залегающими объектами, исключаются осреднением, остаточные поля содержат информацию об осадочном чехле и областях его эпигенетического преобразования, включая верхнюю часть разреза.
Зоны повышенной дисперсии амплитуд фиксируют участки с резко дифференцированными магнитными свойствами – «магнитные шляпы» (по В.П. Меркулову), которые отображают особенности пространственного распределения магнитовозмущающих объектов в надпродуктивном комплексе пород и приуроченность к залежам углеводородов и субвертикальным зонам эпигенетических преобразований.
Рис.7.11. Структура магнитного поля и его трансформант над Арчинским
газоконденсатным месторождением (по В.П. Меркулову, 2002): А, Б, В -
сответственно наблюденное, осредненное и остаточное магнитное поле,
Г – дисперсия магнитного поля; 1 – кора выветривания, 2 – породы
осадочного чехла, 3 – карбонатные породы фундамента, 4 – залежь
газоконденсата, 5 – прогнозная залежь.
Методика опробована на месторождениях Арчинской, Крапивинской, Южно-Черемшанской, Колотушной, Герасимовской площадей, залежи углеводородов которых приурочены к различным стратиграфическим интервалам от палеозоя до нижнего мела. Достоверность локального прогноза составила более 84%, что подтверждено последующим бурением разведочных и эксплуатационных скважин на Южно-Черемшанском и Крапивинском месторождениях.
Однако нельзя с уверенностью утверждать, что отмеченная закономерность будет встречаться на всех месторождениях. Например, на некоторых месторождениях Сахалина микромагнитные аномалии наблюдаются на крыльях структур, а иногда и вовсе отсутствуют.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 1179;