Факторы структурообразования
В образовании структуры почв участвует ряд факторов. Главными из них являются: действие корневых систем травянистых растений, клеящие свойства почвенных коллоидов, деятельность дождевых червей и населяющих почву насекомых. Определенное значение имеет изменение объемов почвенной массы при периодическом увлажнении и высыхании почв, их замораживание и оттаивание.
Роль корней в образовании структуры особенно велика в верхнем гумусовом горизонте почв. В пределах верхних 20—30 см ими переплетена вся почвенная масса. При росте и утолщении корешки сдавливают прилегающие к ним почвенные частицы и плотно прижимают их друг к другу. По истлевании корешков между отдельными группами почвенных частиц остаются ходы, полости, что способствует раскалыванию почвенной массы на отдельные комки и зерна именно по этим, наиболее слабым местам. В горизонтах почвы, обильно пронизанных корнями трав, образуется зернистая или комковато-зернистая структура.
Значение корней в образовании структуры не ограничивается их механическим действием. Непосредственно вблизи корней сосредоточена обильная ризосферная микрофлора; после отмирания корешков и их гумификации стенки корневых ходов покрываются коллоидными пленками гумуса, обладающего клеящей способностью. Некоторые исследователи считают, что главная роль в склеивании почвенных агрегатов принадлежит продуктам метаболизма микроорганизмов, особенно грибов и актиномицетов. Клеящие свойства почвенных коллоидов, в частности гуминовой кислоты, обусловлены их способностью давать необратимые или труднообратимые гели при насыщении двух- и трехзарядными катионами.
Не все коллоиды обладают одинаковыми структурообразующими свойствами. Наиболее хорошим структурообразователем является, как уже было показано, свежеосажденная гуминовая кислота. По мере старения и, по-видимому, частичной минерализации ее клеящие свойства уменьшаются. Поэтому для поддержания водопрочной структуры в почвах необходимо, чтобы они все время пополнялись новыми запасами гуминовых кислот.
Зернистую водопрочную структуру имеют гумусовые горизонты целинных черноземов и некоторых луговых почв.
Весьма существенно влияет на прочность структуры состав поглощенных оснований. В случае присутствия в поглощающем комплексе однозарядных катионов, в частности натрия, коллоиды легко переходят в золь и структура почвы утрачивается. При насыщенности почвенного поглощающего комплекса двух- и трехзарядными катионами гели необратимы; в результате образуется хорошая, водопрочная зернистая или мелкокомковатая структура. Хорошими структурообразователями являются также гели гидроксидов железа и железоорганических комплексов. Их обилие и хорошие клеящие свойства обусловливают хорошую оструктуренность красноземов — почв на ферсиаллитной и ферраллитной коре выветривания.
Значительную роль в структурообразовании играют также населяющие почву животные. Среди них прежде всего следует назвать дождевых червей. Пропуская через желудочно-кишечный тракт почву, черви уплотняют ее, склеивают слизью, выделяемой стенками кишечника, обогащают углекислым кальцием и выбрасывают в виде мелких комочков — капролитов. Так, по данным А.А. Соколова, обитающие в серых лесных почвах и черноземах Северо-Западного Алтая гигантские и пестрые дождевые черви за теплый период года пропускают через пищеварительный тракт и оструктуривают от 170 до 225 т/га почвенной массы. Структурообразователями являются также обитающие в почве насекомые. И.В. Стебаев, изучавший животное население первичных почв, образовавшихся на плотных породах в различных типах леса Западного Кавказа, показал, что структурные отдельности, представленные экскрементами кивсяков, ногохвосток, мокриц и долгоножек, составляют 30—44 %, а во фракциях 3—1 и 1—0,5 мм — даже до 60—70% мелкоземистой массы. Столь же значительна структурообразующая деятельность муравьев и термитов, особенно в почвах полупустынь и пустынь, где ими создается мелкокомковатая и пороховидная структура.
Важным структурообразующим фактором является попеременное увлажнение и высушивание почв, в результате набухания при увлажнении и уменьшении объема (усадки) при высыхании почвенная масса растрескивается на крупные агрегаты — блоки и призмы. Эти процессы проявляются в горизонтах почв, где колебания влажности наибольшие. Особенно ярко они выражены в почвах, содержащих в поглощающем комплексе натрий, — солонцеватых почвах и солонцах. В этих почвах попеременное высушивание-увлажнение и вертикальное растрескивание приводят к формированию призматических, столбчатых или глыбистых структурных отдельностей. Эти типы структуры вошли в название солонцов (солонцы призматические, солонцы столбчатые, солонцы глыбистые).
В некоторых почвах, богатых глинистым минералом монтмориллонитом, эффект попеременного увлажнения-высушивания проявляется в глубоком растрескивании почв, с обособлением крупных полигональных отдельностей, а внутрипочвенное скольжение почвенных блоков относительно друг друга приводит к образованию косоориентированных чешуйчатых и чечевицеобразных отдельностей. Такова структура черных субтропических и тропических монтмориллонитовых почв — слитоземов.
Попеременное увлажнение и высушивание заиленных с поверхности почв аллювиальных равнин и периодически затопляемых депрессий в аридных областях приводят к растрескиванию поверхности на мелкие полигональные (такыровидные) отдельности диаметром от 3—4 до 5—10 см. Наиболее ярко эта особенность проявляется в специфических образованиях пустынь — глинистых такырах.
Эффект вертикального и горизонтального растрескивания почв наблюдается также при их периодическом промерзании и оттаивании. Увеличение объема воды при замерзании на 9 % ведет к разрыву связей между частицами и микроагрегатами, возникновению трещин и расчленению почвы на структурные отдельности. По И.Б. Ревуту, максимум агрегатов при замораживании почв образуется при влажности почвы 25—30 % к ее массе. По его наблюдениям, морозная зима заметно улучшает структуру почвы: хорошо промерзая после обработки, она содержала 52,3 % агрегатов оптимальных размеров и лишь 12 % крупных глыб, а после мягкой зимы и последующей обработки — только 33 % агрегатов и 29 % глыб.
Вследствие образования горизонтальных прослоек льда в верхнем горизонте переувлажненных почв образуется слоеватая, плитчатая или чечевитчатая структура. Подобная же структура образуется в переувлажненных горизонтах с периодическим промораживанием над горизонтом вечной мерзлоты. Наряду с механическим воздействием льда на почвенную массу при замораживании почв происходят физико-химические процессы: увеличивается концентрация ионов в незамерзшей части воды, что способствует коагуляции коллоидов и склеиванию частиц почвенной массы в агрегаты. Процесс этот часто необратим, так как часть ионов раствора остается в поглощенном состоянии и при оттаивании почв в раствор не переходит. Образуется специфическая крупчатая, или гороховатая, структура, характерная для почв Крайнего Севера и высокогорий.
При очень слабой минерализации растворов и сильной гидрофильности коллоидов, как, например, гидроксидов кремния (Si02 • лН20), периодически промерзающие и просыхающие почвы приобретают свойство тиксотропности — способности коллоидальных растворов (золей) и высокодисперсных суспензий загустевать с течением времени и вновь разжижаться при механическом воздействии. Механическое разрушение тиксотропных структур и их последующее восстановление могут повторяться многократно. Это свойство характерно для почв тундры и существенно затрудняет любые виды строительства.
При изучении почвенной структуры производится количественное определение водопрочных агрегатов различного размера, для чего применяются макроагрегатныйи микроагрегатный анализы. Макроагрегатный анализ по методу Саввинова позволяет определять содержание различных групп агрегатов, разделение которых производится в колонке сит с диаметром отверстий 0,25; 0,5; 1; 2; 5; 10 мм.
Агрегаты с диаметром меньше 0,5 мм называются микроагрегатами, а определение содержания их в почвах — микроагрегатным анализом, методика которого разработана Н.А. Качинским и весьма схожа с гранулометрическим анализом — методом пипетки (см. гл. 7). Разница заключается в том, что почва не подвергается перед анализом механическим или каким-либо химическим воздействиям. Поэтому данные микроагрегатного анализа показывают иное содержание фракций различной крупности, чем данные гранулометрического анализа; за счет склеивания и образования цемента между крупными частицами содержание тонких фракций и особенно фракций ила в микроагрегатном анализе меньше, чем в гранулометрическом. Сравнение содержания ила в микроагрегатном и гранулометрическом анализах из одного и того же образца почвы позволяет судить о степени ее агрегированности или, наоборот, степени дисперсности; последняя тем больше, чем меньше разница в содержании ила в названных параллельных анализах. Показателем степени дисперсности почв служит коэффициент дисперсности Качинского (Кд).
Если содержание ила в микроагрегатном анализе равно а, а в гранулометрическом равно b, то Кд = (а : b) • 100.
В хорошо оструктуренных почвах коэффициент дисперсности составляет 3—5, в среднеоструктуренных — 6—10, а в слабооструктуренных — 11—15 и более.
Связь структурного состояния почв с их плодородием изучалась многими учеными. П.А. Костычев при изучении почв черноземных степей обратил внимание на то, что плодородие почв на старопахотных участках, в значительной мере утративших структуру, как правило, ниже, чем при распашке целинных и залежных земель, обладающих хорошо выраженной водопрочной комковато-зернистой структурой. Оставление выпаханных почв в залежах и перелогах под травянистой растительностью возвращает почвам их структурное состояние и плодородие.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 3996;