Какова же роль и значимость скоморохов в развитии профессионального исполнительства на Руси?
Искусство скоморохов, выделившись из глубин народного творчества еще на заре русской истории, прошло долгий путь развития. Скоморохи (уже в эпоху феодальной раздробленности – в XI-XIV вв.) явились одним из важнейших показателей глубины сохраняемой русскими фольклорной инструментально-музыкальной традиции и представителями довольно широкой прослойки профессиональных музыкантов устной традиции. Эту прослойку составляли певцы-сказители - хранители эпического жанра, и многочисленные скоморохи - носители, главным образом, увеселительных, а также некоторых других жанров.
Обе линии развития музыкального профессионализма отмечены пережиточными чертами языческой старины. Так, певцы-сказители у восточных славян, как и у других славянских племен, первоначально были хранителями родовых и племенных языческих традиций и преданий. В XI веке, в связи с усилением державы киевских князей, эпические предания прежних времен послужили основой для возникновения героического эпоса, сформировавшегося в виде былин киевского цикла и дошедшего до наших дней в передаче современных носителей былинного жанра, главным образом, в северных областях России.
Поскольку обе линии развития музыкального профессионализма отмечены пережиточными чертами языческой старины, их возникновение у восточных славян естественнее отнести к дохристианской эпохе. Исполнительское мастерство рядовых носителей традиции, несомненно, было одним из основных условий раннего возникновения профессионализма. В качестве профессионалов по историческим документам, кроме веселых скоморохов и дружинных певцов-рапсодов, исполнявших былинные сказания под собственный аккомпанемент, известны искусные звонари, а также пастухи, демонстрировавшие при найме на работу на пастушеских базарах высокий уровень своего музыкального мастерства в качестве важнейшего компонента пастушеской профессии.
Языческие обряды славян непременно сопровождались музыкой, пением и плясками. Представителями древнеславянских языческих культов были волхвы, кудесники, знахари, колдуны и скоморохи. Эти ”профессии” нередко совмещались в одном лице. В связи с участием скоморохов в обрядах поминовения умерших представляется верным сближением их с волхвами. Однако между волхвами и скоморохами не было тождества, поскольку скоморохи своей деятельностью поддерживали в народе языческую обрядность, но не столько кудесничали, сколько скоморошили. Деятельность скоморохов не ограничивалась их участием в обрядах. Напротив, они предлагали свои услуги всюду, где обнаруживалась какая бы то ни было потребность в музыке и игрищах. Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи. Наиболее характерной чертой их деятельности становится устроение «позоров и глумов с пением и пляской», то есть музыкальных представлений.
Обрядное переодевание мужчин в женщин, и наоборот, известно с древности. Скоморохов нередко называли ряжеными. Обязательным атрибутом скоморошества являлось «ряжение». должно сопутствовало определенной общественной роли на период празднества и должно было соответствовать определенному игровому поведению. Ряжение являлось примитивным сценическим зрелищем чисто комического содержания, сопровождалось песнями, плясками, шутками и выходками, порой нарушающими пределы приличия и скромности. Скоморохи наряжались в звериные шкуры (или что-нибудь косматое), чаще всего козы и медведя (оба этих животных по мифологической традиции служили символом изобилия и плодородия), либо просто выступали с раскрашенными мукой и сажей лицами, с приклеенной мочальной бородой, с бубнами, трещотками, сопелями, любыми инструментами, производили невообразимый шум. Непристойность, намеки на физиологическую и половую сферу были основной темой, рассчитанной на всеобщее увеселение. «Песни скоморошеские «были большею частью оскорбляющего содержания, их танцы были непристойны; наконец, их позоры также имели предметом большею частью что-нибудь соблазнительное и тривиальное...[4]». Об этом же указывает А.С. Фаминцин, подчеркивая «…русские скоморохи превосходили своих западноевропейских собратьев в грубости и цинизме»[5].
Скоморохи вызывали живейший интерес у зрителей, которые и сами принимали участие в плясках и игрищах. Зимой скоморохи веселили народ на Святках и Масленице, летом - на Троицу, где сам праздник сопровождался полуязыческими обрядами. На кладбищах, собравшийся народ плакал, голосил, причитывал по родным. Однако с появлением там скоморохов и гудцов плач и сетование переходили в веселие и пляски. "В праздник Купалы во многих местах народ бессознательно праздновал языческую ночь, проводя ее в забавах... Когда наступал вечер 23 июня, весь город поднимался; мужчины, женщины, молодые и старые наряжались и собирались на игрище. Тут являлись неизбежные скоморохи и гудцы с бубнами, сопелями, дудами и струнными гудками; начиналось, по выражению современника, скакание, хребтам вихляние. Женщины и девицы плясали, прихлопывали в ладоши и пели песни, принадлежащие этому празднику"[6].
А каково же было отношение русской церкви к искусству скоморохов? Скоморошество как вид придворного искусства в культурном сознании сливается с языческими игрищами. Слово «скоморох», появившееся, по одной из версий, вскоре после принятия Русью христианства, впервые встречается в богословском трактате «Поучение о казнях Божиих». Помня связь скоморохов с язычеством, духовенство постоянно и решительно боролось с ними. В отличие от западной, восточная христианская церковь не допускала использования музыкальных инструментов в храмах. Поводом для борьбы церковников с инструментальной музыкой было использование ее в языческом обряде поминовения предков, а также участие инструменталистов-скоморохов в свадебном обряде, элементы которого также уходят своими корнями в языческую старину. Однако причины гонений на скоморохов заключались не только в связях их искусства с язычеством. Бродячие скоморохи были представителями народных, демократических тенденций в древнерусском профессиональном искусстве. Они ближе всего стояли к широким массам трудового народа, обслуживая их своим искусством на народных игрищах, торговых площадях, пирах-братчинах, во время свадебных обрядов. Их выступления нередко имели острую социальную направленность против духовенства и светской феодальной верхушки.
С утверждением на Руси православной веры скоморохи, как и всяческие зрелища с их участием, подпадают под запрет и осуждение служителей церкви. Не только скоморошество, но и слушание песен рассматривалось как тяжкий грех. Борьба со скоморошеством началась под знаком борьбы с язычеством. Она сопровождалась борьбой с музыкальными увеселениями скоморохов и инструментами, сопровождавшими их. В древнерусской религиозно-учительной литературе скоморохи нередко заменялись словом «кощун». Тем самым подчеркивалось, что скоморох являлся воплощением «богоборческого», «бесовского» начала, и их деятельность считалась несовместимой с жизнью православного христианина. Этот процесс протекал на протяжении всего русского Средневековья, что нашло отражение во многих литературных памятниках, начиная с XI и вплоть до середины XVII в. Музыкальные инструменты в эти времена выступают предметом идолослужения и бесовским атрибутом. Так, в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — "ударища в сопели и в гусли и в бубны". Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища «и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски, а вместе с ними и игры в кости, шахматы и камни». Эти музыкальные инструменты связывались с язычеством, и церковь боролась с ними вплоть до запрещения законодательным порядком в XVII в.
Однако, несмотря на многочисленные конфессиональные запреты и осуждение, народные «глумцы» постоянно появлялись на всевозможных игрищах и празднествах, и во всех слоях русского общества скоморохи пользовались популярностью. Продолжая демократические традиции древнерусского искусства, бродячие скоморохи не только принародно бичуют пороки служителей церкви, но нередко внушают народу государственную крамолу и сами принимают непосредственное участие в крестьянских войнах и восстаниях XVII века.
В связи с этим, как ответная мера духовенства и царских властей, усиливаются гонения на скоморохов. Сохранились документы, относящиеся к периоду с XVI - XVII вв., направленные против скоморохов. Среди них Указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» от 1648 года, часто называемый антискоморошьим, который, по мнению многих, официально положил конец скоморошеству. В итоге борьба церкви со скоморохами и скоморошьими инструментами закончилась запрещением скоморохов, когда в государственном порядке царским указом они были изгнаны, а музыкальные инструменты приказано было уничтожить. Голштинский путешественник Адам Олеарий пишет о том, как патриарх «велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены». Духовная и государственная власть объясняла свои репрессии по отношению к скоморохам необходимостью «исправления нравов» в народе и защиты населения от грабежей и разбоев, чинимых «веселыми людьми».
Однако несостоятельность официальных мотивировок очевидна, ибо, отнюдь не случайным совпадением явилось то, что усиление гонений на скоморохов пришлось как раз на середину XVII в., – время активных крестьянских восстаний. Ясно, что борьба со скоморошеством в значительной мере была и социальной борьбой.
Вместе с тем, мнение, что царским Указом 1648 г. скоморошеству был нанесен такой урон, в результате которого началось угасание скоморошеского искусства, все же ошибочно. Решающее влияние на историческую судьбу скоморошества оказал не царский Указ 1648 г., а постепенно вызревавшие еще до указа и пришедшие на смену скоморошеству после реформ Петра I новые формы культуры – драматический и музыкальный театр, литература и музыка письменной традиции.
Точка зрения русской Православной Церкви, осуждающая мирское музицирование искусства скоморохов, нашла отражение и в образцах русского народного творчества. В некоторых пословицах, рождение которых со всей определенностью можно отнести к рассматриваемому историческому периоду, проводилась весьма четкая грань между богослужебным пением и скоморошьей музыкой, высказывались ярковыраженные негативные суждения о деятельности скоморохов. В одних пословицах («Скоморох попу не товарищ») давалась только констатация противопоставления скоморошьего искусства церковной без какой-либо его «общественной» оценки. Подобная формулировка делала возможным различное толкование такого рода пословиц в зависимости от позиции обратившегося к ним человека. В других же пословицах скоморошья музыка однозначно рассматривалась как проявление бесовского начала: «Бог сотворил попа, а черт – скомороха», или «Скоморошныя потехи сатане в утеху». Таких пословиц, однако, сравнительно немного. По всей видимости, они бытовали в довольно ограниченном кругу, так как значительно больше пословиц, в которых отмечалось положительное отношение к скоморохам.
Каково же отношение общества к скоморохам?Несмотря на запрет церкви, во всех слоях русского общества скоморохи пользовались огромной популярностью. Сам Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и даже участвовал в их плясках во время пиров. Он набирал скоморохов в Новгороде и других городах, однако к искусству скоморохов он относился как низменному, холопскому.
В народе же скоморохов было принято называть «веселые люди», «веселые молодцы». Их предназначение видели в том, что они доставляли людям «потеху» или «утеху». В народных представлениях скоморошье искусство неразрывно было связано с понятием о высоком профессиональном ремесле. Среди скоморохов были и искусные певцы, и инструменталисты, и плясуны, а некоторые из них проявляли недюжинные способности в различных видах музыкальной деятельности. Мастерство скоморохов в старину оценивалось очень высоко и являло собой пример для подражания. «Всякий спляшет, да не как скоморох», «У всякого скомороха свои погудки», – констатируют народные пословицы.
Причем последние не только воздавали должное их высокому исполнительскому мастерству, о чем уже упоминалось, но и подчеркивали трудность, неустроенность их жизни: «Скоморох голос на гудке настроит, а житья не устроит», «И скоморох ину пору плачет» и т. п. Тем самым они даже в какой-то мере оправдывали некоторые не совсем «привлекательные» стороны скоморошьей деятельности, которые не оставались в стороне от внимания русского человека: «И нашим, и вашим за копейку спляшем», «Из лука – не мы, из пищали – немы, а попить да поплясать – против нас не сыскать».
Вместе с тем, как бы высоко в целом ни оценивалось народом профессиональное искусство скоморохов, еще большее уважение высказывалось в пословицах по отношении к мастерству народных музыкантов, для которых пение, игра на музыкальных инструментах не шли в ущерб их основной трудовой деятельности. К таким народным умельцам относились с особым почтением. О тех из них, кто обладал незаурядным исполнительским мастерством, в народе говорили: «Мастер на все руки: и швец, и жнец, и в дуду игрец».
Социальный состав профессиональной прослойки музыкантов в эпоху Киевской Руси и последовавшей за ней эпохой феодальной раздробленности был весьма пестрым. Каждый социальный слой имел, по-видимому, своих профессиональных исполнителей. Существовали владеющие скоморошьим искусством профессиональные певцы-сказители, находившиеся в услужении у князей и феодалов.
Наиболее многочисленную часть составляли бродячие потешники-скоморохи, занимавшиеся исключительно своим «веселым ремеслом» и свободно разгуливавшие из села в село в поисках заработка. В крестьянской и ремесленной среде были музыканты-полупрофессионалы, жившие оседло и владевшие своим хозяйством. Они занимались скоморошеством для дополнительного заработка. Последний тип скоморохов был своего рода связующим звеном между профессиональными скоморохами и рядовыми носителями инструментальной музыки, о которых летописи ничего не сообщают.
Состав инструментов был одинаковым, как и в обиходе господствующего класса, так и в обиходе всего народа. Это подтверждают археологические находки в Новгороде. Поскольку древнерусское музыкальное искусство в целом относится к бесписьменной традиции, не могло быть значительного различия и в музыкальном репертуаре различных слоев древнерусского общества.
Таким образом, древнерусские письменные источники, наряду с данными фольклора и археологии, отражают не только высокую степень развития музыкального искусства восточных славян в эпоху Киевской Руси и последовавшей за ней эпохой феодальной раздробленности (IX-XIV вв.), но и дают косвенные свидетельства его глубоких связей с трудовой жизнью и бытом всего народа.
Вопросы для самоконтроля
1. Кого называли скоморохами?
2. Какова роль и значимость скоморохов в развитии профессионального исполнительства на Руси?
3. Что означало обрядовое «ряжение» скоморохов?
4. Каково было отношение русской церкви к искусству скоморохов?
5. Почему скомороха церковь считала воплощением «богоборческого», «бесовского» начала, и потому деятельность их считалась несовместимой с жизнью православного христианина?
6. В чем особенность творчества скоморохов?
7. Каково было отношение общества к скоморохам?
Дата добавления: 2015-06-22; просмотров: 3540;