Психологическое здоровье социального уровня
отражает потребность учителя и ученика в создании гармоничных взаимоотношений как друг с другом, так и с другими участниками образовательного процесса (другими учениками, учителями, администрацией школы и т. д.). Нормативная динамика со–бытия школьника и учителя характеризуется обретением ребенком все большей свободы для определения своего места в человеческом обществе.
В современной психологии довольно часто используется понятие «со–бытие» и производные от него – «со–бытийная общность», «со–бытийность». Обращаясь к этому понятию, необходимо отметить смысловое отличие понятий «событие» и «событие».
«Со–бытие» означает то, что произошло, факт общественной или личной жизни.
(Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984.)
Производные от этого понятия «со–бытийный» и «со–бытийность» означают насыщенность событиями, особую последовательность событий, их развитие. В психологии это понятие чаще всего используется для характеристики жизненного пути.
Понятие «со–бытие» используется для характеристики сосуществования, сотрудничества, сотворчества, духовного соразвития людей (Слободчиков В., Флоренская Т., Франкл В. и др.). А. В. Петровский и В. А. Петровский используют понятие «со–бытийность» для характеристики степени общности людей. Со–бытийность как общность людей отражается ими в таких понятиях, как синергия, сосуществование, интеракция, общение, сопричастность. В этих понятиях описывается восхождение человека от биосферы к психосфере и от психосферы к ноосфере. Со–бытийность как синергия отражает функциональную связанность двух или нескольких организмов. Со–бытийность на ступени сосуществования характеризуется тем, что особи принимают друг друга в расчет только в той мере, в какой их присутствие может нарушить естественные проявления их собственной жизнедеятельности. Со–бытийность на ступени интеракции означает взаимную поддержку, другими словами, реализацию хотя бы одним из субъектов инструментальной функции по отношению друг к другу, например предоставление информации, присоединение собственных усилий и т. п. Со–бытийность на ступени общения отражается в создании, производстве общего. Со–бытийность на высшей ступени – ступени сопричастности – характеризуется истинным присутствием человека с человеком.
Учитывая несогласованность понятий «со–бытие» и «со–бытийность», Н. П. Паттурина (2002) ввела следующее определение понятия «со–бытие». Со–бытие – это процесс полноценного многопланового контакта человека с миром и/или с самим собой, способствующий развитию, совершенствованию его участников. Контакт, не способствующий совершенствованию участников, осознанию ими своего внешнего и/ или внутреннего мира, не может быть событием. Такой контакт может быть назван «эмпирическим собеседованием» (Ухтомский А. А.) или «функциональными отношениями между людьми» (Бубер М.).
Таким образом, говоря о любви взрослого к человеческому непосредственно в ребенке, важно отметить, что эта любовь содержит, прежде всего, искреннее переживание взрослого, способствующее совершенствованию, развитию ребенка и самого взрослого.
google_ad_client = "pub-2342915532899944"; google_ad_slot = "6439441018"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; google_color_link = '0A14B1'; google_color_url = '0A14B1'; google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Особый вклад в решение проблемы психологического здоровья в контексте системы образования внесли В. И. Слободчиков и А. В. Шувалов. Они утверждают, что в основании психологического здоровья находятся два фактора: 1) субъективная реальность и 2) событийная общность. Согласно этим авторам, субъективная реальность описывается в психологической литературе в таких категориях, как внутренний мир, индивидуальный дух, человеческое в человеке, душа. Со–бытийная общность, утверждают они, – это пространство, в котором происходит рождение и развитие субъективной реальности человека. На формирование со–бытийной общности направлена деятельность психолога, педагога, врача, если представители этих профессий утверждают, что целью их деятельности является психологическое здоровье ребенка.
Условия здоровой и полноценной жизни ребенку обеспечивает взрослый человек. Значимый взрослый создает для ребенка особую располагающую среду, в которой ребенку легче осознавать и осваивать глубины и потенции внутреннего мира, сообщать о них другим людям и узнавать о внутреннем мире окружающих.
Если взрослый препятствует развитию человеческих возможностей, у ребенка формируется «больная» личность. Он не может полноценно взаимодействовать с обществом, пытаясь подчинить себе окружающих либо подчиниться тем, кто сильнее. Другой человек превращается для него в средство достижения какой–либо приземленной цели.
В. И. Слободчиков и А. В. Шувалов предложили классификацию понятия «значимый взрослый». В ее основу положены две существенные характеристики взрослого человека – показатели кровного родства («родной – чужой») и духовной близости («близкий – чуждый»). Критерием первой характеристики можно считать принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей – устойчивая духовная связь. Эта классификация может быть представлена в следующей таблице:
Мера подлинного родства ребенка и взрослого изначально задана, поэтому отношения в детско–взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости.
Атрибутом близости является взаимное доверие, понимание, принятие.
Атрибутом чуждости является взаимное несогласие, разобщение и отчуждение.
Специфика духовной близости ребенка и взрослого состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения – любовь взрослого к человеческому непосредственно в ребенке (не к поведению, не к форме выражения мыслей и чувств, а к субъективной реальности). Эта любовь выражается через событие.
В норме позиция значимого взрослого конструктивна: он позитивно координирует совместную с ребенком жизнь.
Наиболее общим показателем аномального состояния общности является арефлексивность (неосознанность) отношения значимого взрослого к ребенку. Она заключается в следующем: взрослый не подозревает и не ведает, что творит в совместном с ребенком жизненном пространстве. Арефлексивное отношение значимого взрослого к ребенку может быть:
1) ситуативным – как следствие некомпетентности взрослого в контексте сложившейся ситуации;
2) тенденциозным, обусловленным патологизацией личности взрослого или личностной незрелостью антропогенной природы (то есть не являющейся следствием психического заболевания); такое отношение обнаруживает себя в «бедности» (примитивности, невнятности) и негативизме ценностно–смысловых и целевых установок, ограниченности способов самоопределения, рассогласованности ценностных приоритетов и общего характера отношения взрослого к ребенку.
Рассмотрим арефлексивное отношение значимого взрослого к ребенку более подробно.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 775;