Ископаемые лемуры
Известны как из слоев третичного периода (палеоцен, эоцен, миоцен) Северной Америки, Европы и Азии, так и из четвертичного — о-в Мадагаскар. Представители пле-зиадапид (Plesiadapidae), родственного семейству современных мадагаскарских руконожек (Chiromyidae), известны из палеоцена и эоцена Европы и Северной Америки. Как и у руконожек, их передние зубы (резцы) были очень велики и обладали постоянным ростом. Основная формула: плезиадапис (Pleisiadapis Lemoine) из палеоцена Франции и Северной Америки, зубная формула 2 13 3/10 3—2 3, верхние Р и М трехбугорчаты, нижние (туберкуло-секто-риальные) обладают сильно развитым параконидом, три-гонид мал, талонид широк.
Семейство адапид (Adapidae): зубная формула 214 3/ 2 14 3 (молочные 2 1 3/2 1 3), резцы стоят более или менее вертикально, невелики, клыки умеренных размеров, зубы стоят без промежутков, Р простой формы, кроме Р*, имеют поясок (cingulum), как и М, верхние М трех-бугорчатого типа с небольшим гипоконусом, на нижних — 4—5 бугорков.
Череп адапид низкий и широкий с сагиттальным и затылочным гребнями, суживается позади орбит, лицевой отдел довольно длинный, глазницы не так велики, как у потомков адапид — мадагаскарских лемуров. Головной мозг, судя по слепку мозговой полости, был невелик и весьма примитивен. Европейские формы относятся к подсемейству адапиновых (Adapinae), основная форма — ада-вде (Adapis Cuwer): сохранилось 24 черепа и кости скелета. Скуловые дуги сильно развиты, долотовидные резцы и кинжаловидные нижние клыки были приспособлены к плотоядному питанию и срезанию коры, премоляры режущего типа и сжатые с боков, Р*с двумя бугорками, ■ * Р4 крупные с большой пяткой, на верхних М есть гипоконус, на нижних М энтоконид регрессивен, параконид от-
'* 157 .
сутствует. Задние конечности короче, чем у современных лемуров.
Группа адапид явилась основой для развития некоторых мадагаскарскихформ лемуров. При развитии типа современных мадагаскарских лемуров подсемейства лему-рнновых (Lemurinae) из типа адаписа произошли следующие изменения: орбиты увеличились, лицевой отдел укоротился, сагиттальный гребень исчез, мозговая коробка сделалась объемистой, слуховая капсула увеличилась, клык уменьшился в размерах.
Представители подсемейства нотарктиновых (No-tharctinae) известны из Северной Америки. У них резцы малы, клыки более конические, Р* с нечетко выраженными двумя бугорками, Р4 мал, на верхних М есть мезо-стиль (mesostyl) — гребешок между параконусом и мета-конусом, энтоконид прогрессивен, нижняя челюсть длиннее, чем у адаписов, Глазницы крупнее. Образ питания нотарктин был насекомоядно-растительный; гребни на черепе не так развиты. Основная форма — нотарктус (Notharctus Leidy) из палеоцена и эоцена; известен почти весь скелет: плечо короткое с надмыщелковым отверстием, бедро длинное без третьего вертела, фаланги пальцев расширены, следовательно, были ногти, большие пальцы кистей и стоп были хватательными.
Мадагаскарские ископаемые лемуры относятся к семействам лемурообразных и вымерших археолемуров (Archaeolemuridae). Многие из них обладали крупными размерами тела, найдены в торфяных болотах и пещерах в плейстоценовых (ледникового времени) и голоценовых (современных) слоях. Для археолемуров (Archaeolemur Filhol) характерны: зубная формула 213 3/1 133, квадратная форма нижних моляров с четырьмя бугорками, соединенными попарно поперечными гребнями, клыкообразность Р2, крупные размеры премоляров; крупные глазницы обращены вперед, лицевой отдел короткий, крупный мозговой отдел.
Для секции лориподобных лемуров (Lorimoipha) сравнительно недавно стал известен ископаемый представитель — индралори (Indraloris Lewis), от которого найден первый М3 в миоценовых слоях Индии. Индралори, вероятно, является предком для лориевых лемуров Юго-Восточной Азии.'
Строение скелета, черепа, зубов и слепка мозговой полости ископаемых лемуров показывает, что они были уже в весьма значительной степени приспособлены к жизни на деревьях. Так, строение скелета, кистей и стоп показывает, что они были хватательными, большой палец мог противопоставляться остальным, концы пальцев расширились и несли ногти, а не когти. Строение костей предплечья показывает, что движение лучевой кости вокруг |; локтевой совершалось свободнее, чем у их тупайеобраз-|; ных предков, и ископаемые лемуры могли совершать боль-ч шое количество разнообразных движений передними конечностями; задние конечности приспособлялись к обхватыванию ветвей и обусловливали прочное положение тела при манипулировании одной или двумя передними конечностями.
Способность передней конечности к пронации и супинации, столь сильно развитая у человека, имеет своим отдаленным источником происхождения именно ту же способность, но в несравненно более слабой степени некогда развившуюся у древнейших низших приматов, перешедших к жизни на деревьях. У этих приматов перед-| ние конечности свободнее осуществляли более разнооб-\ фазные функции, чем у их предков: добывание животной | -и растительной пищи, очищение плодов от кожуры, поднесение пищи ко рту, к глазам, очистка и расчесывание у- шерсти и т.п.
Строение зубов указывает на то, что от чисто насекомоядного образа питания эти древнейшие древесные ири-& маты перешли к насекомоядно-растительноядному и да-
■i 159
лее к почти чисто растительному образу питания. Об этом свидетельствует как изменение формы жевательной поверхности коренных зубов, так и намечающаяся у них своеобразная специализация передних зубов и в особенности нижних резцов и клыков: в нижней челюсти эти зубы сближаются между собой и наклоняются вперед, образуя в результате род «гребенки», свойственной в наиболее развитой форме современным лемурам.
В строении черепа ископаемых лемуров необходимо отметить поворот глазниц из бокового положения вперед, с тем, однако, что они не располагаются так сильно вперед, как это имеет место у обезьян и в особенности у человека. Поворот глаз вперед произошел, вероятно, в связи с развитием зрения и хватательных функций передних конечностей. Развитие же органов зрения необходимо последовало в результате приспособления к жизни на деревьях: наибольшие шансы на выживание имели те древние лемуры, которые наилучшим образом могли оценить расстояние между ветвями и благодаря этому спастись бегством от хищников. С помощью органов зрения они должны были выискивать новые сорта пищи: съедобные плоды, орехи, ягоды, листья, цветы, в то же время орган обоняния, оказывавший их предкам столько пользы при жизни на земле потерял свое биологическое значение и претерпел заметную реакцию, как в этом можно убедиться при изучении слепков мозговой полости ископаемых лемуров с ее более развитыми обонятельными долями, чемутупаий.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 769;