Половое поведение
В ДНК каждого вида закодирована подробная программа формирования полового поведения. У многих видов характерное для спаривания поведение сохраняется после декортикации, но не после перерезки спинного мозга. Следовательно, нервно-рефлекторные дуги половых рефлексов у животных этих видов замыкаются ниже коры, но выше спинного мозга. Такие дуги могут быть крайне сложными. Их можно представить как запрограммированные компьютеры, в которые информация поступает в форме зрительных, тактильных, обонятельных и слуховых стимулов, а решение проявляется изменением состояния многих далеко отстоящих друг от друга групп мышц и нервов, реализующих спаривание. Сюда относятся скелетные мышцы, определяющие позу и движение, а также автономная нервная система, особенно те ее отделы, которые регулируют сердечно-сосудистую систему, а также сам акт копуляции.
Считается, что в ЦНС особей обоего пола локализуется интегральная схема, опосредующая как мужское, так и женское половое поведение. Эту амбивалентность легче наблюдать у особей женского пола: самки собак с удаленными яичниками часто предпринимают свойственные самцам попытки к спариванию. У многих видов самки, получающие аидрогены, обнаруживают типичное для самцов половое поведение и занимают доминирующее положение не только среди самок, но даже среди самцов. Введение андрогенов курам быстро делает их лидерами птичьего двора.
Эффекты кастрации у разных видов неодинаковы. У человека (мужчины), как уже отмечалось, кастрация в препубертатном периоде полностью снимает половую активность, тогда как постпубертатное удаление семенников может лишь несколько уменьшить ее. Овариэктомия у женщин не сказывается на половой заинтересованности и активности и не нарушает сколько-нибудь важные проявления полового поведения. Что касается животных, то у кастрированных в препубертатном возрасте самцов введение андрогенов способно полностью восстановить половую активность. То же можно сказать и об эффекте эстрогенов у кастрированных самок (если эти животные принадлежат к видам, у которых половая активность зависит от эстрогенов).
В гипоталамусе обнаружены определенные области, необходимые для центральной интеграции полового поведения. Повреждение задней области гипоталамуса у самцов и самок крыс (причем вовсе не тех областей, разрушение которых нарушает выработку и секрецию гипофизарных гонадотропипов) снимает все проявления полового поведения.
Считается, что центральные структуры, связанные с опосредованием и интеграцией полового поведения, находятся под влиянием половых стероидов. Первые доказательства локального действия половых стероидов на мозг были получены в изящных опытах Харриса (Harris), который вводил эфир синтетического эстрогена (стильбестрола) в ту область гипоталамуса овариэктомированных кошек, которая (как было установлено ранее) определяет половое поведение. Растворимость эфира стильбэстрола позволяла ему диффундировать на небольшие расстояния от места введения, но была недостаточна для проникновения в кровь с последующим действием на половые органы. После этой манипуляции кошки, которые враждебно встречали попытки самцов к спариванию, выгибая спину, шипя и крича, превращались в животных, с готовностью принимающих при встрече с самцом характерную позу. Имплантация такого же количества эстрогена в мозжечок, преоптическую область, хвостатое ядро, таламус или миндалевидное ядро в аналогичных экспериментах не восстанавливала нормального полового поведения. Повреждения гипоталамуса нарушают половое поведение животных даже в присутствии адекватного количества эстрогенов.
Хотя нервные центры полового поведения могут локализоваться в подкорковом слое, имеется множество доказательств выраженного влияния на них корковых сигналов. Это особенно справедливо для человека, некоторых других приматов и морских свинок. Яиг (Young) показал, что половое поведение морских свинок, выращенных в индивидуальных клетках, отличается от такового у животных, выросших вместе. Вспомним и эксперименты Харлоу (Harlow), который выращивал детенышей обезьян не с матерью, а с чучелом и обнаружил, что взрослые самцы, воспитанные в таких условиях, при встрече с самками не проявляли к ним никакого интереса. Выросшие в тех же условиях самки не только не питали привязанности к своему потомству, но и проявляли враждебность по отношению к нему. Эти эксперименты ярко иллюстрируют возможность модуляции и модификации природных поведенческих инстинктов факторами внешней среды.
У человека сочетание моральных, социальных и культурных факторов формирует сложную корковую надстройку над базальными центральными структурами, интегрирующими половое поведение. Тот факт, что «житейские трудности» в сфере полового Поведения могут возникать без всяких видимых нарушений в эндокринной пли нервной системе, не подлежит сомнению. В равной степени справедливо и то, что эмоциональные факторы вызывают функциональные сдвиги в системе, связанной с репродукцией, действуя либо через локализованные в мозгe механизмы поведения, либо через механизмы регуляции целостности эндокринной системы. В то же время поведенческие нарушения могут быть следствием заболеваний эндокринных желез.
Замечания по поводу генеза гомосексуальности у мужчин применимы и к женщинам.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 955;