Реализация прав потерпевшего на стадии предварительного расследования.
Из числа неотложных следственных действий, проводимых с участием потерпевшего, чаще всего осуществляется допрос. Допрос потерпевшего проводится по общим правилам проведения допроса, предусмотренным ст. 187-190 УПК РФ. Если у допрашивающего возникают сомнения, владеет ли потерпевший языком, на котором ведется расследование, то к участию в допросе необходимо привлечь переводчика.
Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего закреплены в ст. 191 УПК РФ. Существенной особенностью допроса несовершеннолетнего потерпевшего является значительное ограничение его продолжительности. Допрос несовершеннолетних потерпевших не может продолжаться непрерывно более 2 часов, а в общей сложности не более 4 часов в день.
Допрос потерпевшего в возрасте до 14 лет производится с участием педагога или лица, которое может его заменить. Педагог участвует в допросе в целях установления с потерпевшим психологического контакта, получения от него правдивых показаний, охраны прав несовершеннолетних. Это объясняется возрастными психофизиологическими особенностями несовершеннолетних (повышенной внушаемостью, утомляемостью, детским негативизмом и т.д.).
Допрашиваемым несовершеннолетним потерпевшим разъясняются права и обязанности, предусмотренные ст. 42 УПК РФ. При этом, если потерпевший не достиг 16 лет, вместо предупреждения об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний ему разъясняется необходимость говорить только правду.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает для этих участников процесса минимальные возрастные пределы. Поэтому с учетом особенностей психики детей, а также повышенной склонности к фантазированию и пр. малолетних следует допрашивать в исключительных случаях. Полагаем, что таким исключительным случаем, является совершение преступления в отношении малолетних детей.
Важное значение имеет разъяснение потерпевшему, что в целях обеспечения его безопасности, а также безопасности его родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе допроса (равно как и другого следственного действия, в котором участвует потерпевший) не приводить данные о его личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника допроса и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, производимых с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК РФ).
По окончании допроса протокол предъявляется потерпевшему для прочтения или по его просьбе прочитывается следователем. Потерпевший имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол. По прочтении протокола потерпевший своей подписью удостоверяет правильность записи данных показаний.
Освидетельствование — это разновидность осмотра, поскольку, как и при осмотре, обнаружение доказательственной информации происходит здесь на основе обычного наблюдения. Но, учитывая специфичность объекта освидетельствования (тело человека), наблюдение здесь также принимает специфические формы. Поэтому освидетельствование принято считать самостоятельным следственным действием.
Освидетельствование проводится с целью установления на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, а также обнаружения особых примет, имеющих значение для уголовного дела.
Освидетельствование затрагивает право гражданина на свободу и личную неприкосновенность, поскольку оно связано с возможностью разглашения интимных обстоятельств его жизни. В этой связи законодатель предусмотрел отдельную правовую норму, регламентирующую порядок производства освидетельствования, тем самым определив его в качестве самостоятельного следственного действия.
Статья 179 УПК РФ подчеркивает, что освидетельствование производится, если не требуется судебно-медицинской экспертизы. Это означает, что освидетельствованию доступны лишь признаки, видимые простым глазом. Если же речь идет о «скрытой информации», то есть недоступной внешнему наблюдению, либо видимой, но требующей использования специальных познаний, — необходимо назначение судебно-медицинской экспертизы.
Поскольку объект данного следственного действия — тело живого человека, то в целях защиты конституционных прав освидетельствуемого устанавливается особый процессуальный порядок его производства.
Это выражается в следующем:
- освидетельствование проводится на основании постановления следователя;
-следователь не вправе присутствовать при освидетельствовании лица противоположного пола, если оно сопровождается обнажением данного лица;
- фотографирование, видеозапись и киносъемка при такого рода освидетельствовании производится только с согласия освидетельствуемого;
- не допускается осуществление действий, унижающих честь и достоинство освидетельствуемого либо представляющих опасность для его здоровья.
Освидетельствование может быть произведено вопреки воле (желанию) освидетельствуемого, то есть принудительно, что, естественно, ущемляет права личности и в данном случае — право на телесную неприкосновенность. Такое положение вытекает из требований ч. 2 ст. 179 УПК РФ, согласно которым постановление следователя о производстве освидетельствования «является обязательным для освидетельствуемого лица».
Производство принудительного освидетельствования в каждом конкретном случае должно быть надлежащим образом мотивировано и соответствовать выполнению назначения уголовного судопроизводства.
В соответствии с ч. 4 ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных п. 2, 4 и 5 ст. 196 УПК РФ, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.
Следует обратить внимание на безопасность получения производства экспертизы и на то, чтобы это не было связано с унижением чести и достоинства потерпевшего (ч. 1 ст. 9 и ч. 2 ст. 202 УПК РФ).
Очевидно, что ограничения прав потерпевшего и его представителя при назначении и производстве экспертизы не могут соответствовать идеям состязательного процесса. В ст. 196 УПК РФ предусмотрены три случая, когда экспертиза в отношении потерпевшего может быть назначена без его согласия:
- установление характера и степени вреда, причиненного здоровью потерпевшего;
- определение его психологического или физического состояния при сомнении в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
- установление возраста потерпевшего, когда соответствующие документы отсутствуют или вызывают сомнение.
По УПК РФ потерпевший не обладает правом самостоятельно собирать доказательства (за исключением письменных документов и предметов - ч. 2 ст. 86 УПК). Это право он реализует только путем ходатайства, обращенного к дознавателю, следователю, иному должностному лицу изъять и приобщить к делу то или иное доказательство. В отличие от потерпевшего, а также его представителя (в т.ч. законного), защитник подозреваемого и обвиняемого наделен гораздо большими возможностями собирания доказательств.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 741;