Кризис --- это серьезно
Целостность
Более половины человечества тем или иным образом имеет отношение к образованию. И эта оценка, скорее всего, сильно занижена. Судите сами. Школьники, учащиеся колледжей и техникумов, студенты – раз. Преподаватели и воспитатели – два. Чиновники и служащие, управляющие образованием на разных уровнях – три. Люди, обеспечивающие материальную базу общеобразовательных учреждений – четыре. Ученые, сотрудники исследовательских институтов, занимающиеся методологией и методикой преподавания – пять. Пожалуй, этого достаточно. А ведь нужно еще учесть слушателей различных курсов, психологов, наконец, родителей, переживающих за своих чад, и прочих сердобольных родственников… Получается поистине астрономическое число! И все эти люди прекрасно разбираются в педагогике. По крайней мере, они сами искренне так думают. Не верите? Спросите любого: в чем сложность металлообработки при изготовлении слесарного инструмента? Большинство не постесняется и совершенно справедливо ответит: «Не знаю». Если, конечно, не попадется специалист. А теперь поинтересуйтесь: знакомы ли вы с проблемами образования? – и вряд ли кто-нибудь воздержится от комментариев. Все эти проблемы осознают, понимают и даже знают, как их решать[1]. Правда, единодушие будет только в одном: все согласятся, что мы переживаем период кризиса образования, а вот дальше… сколько людей, столько и мнений.
Ведь вот что интересно: кризис воспринимается как данность, как объективная реальность. О причинах же речь идет редко. Видимо, подразумевается, что они известны всем. Это политическая и экономическая нестабильность, рыночные отношения, необходимость адаптации системы образования к условиям рыночной экономики. Да вот, пожалуйста, фрагмент одного выступления на конференции, посвященной проблемам высшей школы.
В 90-е годы XX века в нашей стране начался переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Такой поворот к демократии, к рыночным отношениям, к правам и свободам личности потребовал переосмысления государственной политики в области образования вообще и высшего, в частности. Это нашло отражение в действующей Конституции России, Законе Российской Федерации «Об образовании». По сути, пересмотрена сама концепция развития отечественной системы высшего образования. Это означает, что подготовка сегодняшних специалистов должна быть отличной от той, которая существовала в прошлом. Необходимо приблизить ее к требованиям рынка, выдвигающим на первый план не только прочные фундаментальные знания, но и новый тип экономического мышления, экономической подготовки. Народному хозяйству нужны инженеры-экономисты, вооруженные навыками разработки и решения с помощью математических методов и ЭВМ экономико-математических моделей оптимального развития как отдельных предприятий, так и совокупности предприятий каждой отрасли производства в каждом экономическом районе. Нужны экономисты и инженеры-экономисты, способные обеспечить высокий уровень экономической работы на предприятиях…. Удовлетворять такие требования может лишь всесторонне образованный человек, умеющий широко, по государственному мыслить, обладающий необходимыми знаниями…
Достаточно типичное выступление, состоящее в основном из «умных» общих фраз, и Вы, уважаемый читатель, наверняка читали, слышали или даже говорили нечто подобное. И не согласиться-то нельзя: все правильно. Но о причинах кризиса, если разобраться, ни слова. Ведь не считать же всерьез всему виной смену экономического направления, хотя именно это зачастую ошибочно ставится во главу угла. Ошибочно, хотя бы потому, что умные образованные люди, представляющие собой, как говорилось раньше в Конституции, гармонически развитую личность, нужны любому обществу, независимо от политического строя, экономики, вероисповедания и прочее. То есть, ни политика, ни экономика на основы образования практически не влияют и влиять не должны.
Кстати, Вы заметили в приведенном фрагменте часто повторяющиеся «нужно», «необходимо»? То есть разговор-то идет о способах решения проблемы. И это тоже типично. Большинство концепций и программ, опубликованных в печати, как правило, указывают именно на пути выхода из кризиса и мало что говорят о его причинах. Ну не странно ли? Не является ли одно прямым следствием другого? Если мы знаем причины кризиса, то для того, чтобы из него выйти, нужно просто эти причины ликвидировать. А если мы их не знаем, то как определим верный путь?
Сейчас именно это и происходит. Мы как спорили о проблемах образования 10 лет назад, так и продолжаем спорить. Широта обсуждения, развернутого еще десятилетие назад, превратилась в «долготу» и в настоящий момент представляет собой негативный фактор, тормозящий модернизацию образования, приведение его в соответствие с временем. А результаты есть? Нет. И на этом пути не будет. Потому что каждый понимает проблему по-своему и делает так, как считает нужным. И получается, что вместо работы в едином ключе, мы, в лучшем случае, действуем разобщенными группами. И эта ситуация сохранится до тех пор, пока не будет выработано генеральное направление, понятое и принятое образовательным сообществом. Таким образом, приходится вновь вернуться к вопросу о причине кризиса.
Как мы выяснили, ни политика, ни экономика таковой являться не могут. Но тогда что остается? Да ничего! Парадоксально, но у кризиса причин нет. А значит, самого кризиса образования тоже. Это виртуальное, искусственно введенное понятие. Есть кризис управления образованием. А это совершенно разные вещи. Последний же, являясь следствием общего кризиса управления, возник вот по какой причине.
Около полувека назад в обществе сложилась ситуация, которая потребовала принципиального изменения системы образования и поставила тем самым руководящие структуры перед необходимостью смены стратегии управления. Но в чем должна была заключаться эта смена? Что нужно было сделать, чтобы реформа образования проводилась на благо всего общества, а не отдельных его членов? Видимо, тогда на эти вопросы ответа не было. Отсюда и возникли метания от концепции к концепции, от программы к программе. А «ларчик открывался просто»: следовало выяснить, что представляет из себя новое состояние человеческого сообщества, требующее изменения всех структур жизнедеятельности последнего, в том числе образовательных. К обсуждению этого ключевого вопроса мы и перейдем.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 433;