Генезис украинской философии
Украинская философия времен Княжества формировалось в границах общей духовной культуры Киевской Руси. Она вобрала в себя и творчески преобразила религиозно-мифологические верования славянских племен Надднепровья, Полесья, Подолья, с одной стороны, и антично-византийские взгляды мыслителей, которые были перенесены на почву Киевского государства после принятия Владимиром Великим христианства - с другой.
Мифологическое сознание, как считают украинские ученые, не знало разделения мира на естественный и сверхъестественный. Для него существовал единый, естественный космос, который как мир порядка противопоставляется хаосу, миру беспорядка. В мифах сопоставлялись «свой мир – чужой мир», «мир культуры, освоенный мир – мир вражеской и неосвоенной природы».
В древнеукраинском сознании преобладает отделение «мира», «верха», «правой стороны», «востока» как ценностно преобладающих, которые противостоят символам «тьмы», « низа», «левой стороны», «запада» [2].
В мифах той поры уже была совершена попытка ответить на вопрос «Почему?» Почему происходят изменения в природе? Почему человеческое общество именно такое, а не другое? С чем связано поведение человека? На эти и множество других вопросов религия и мифы древних славян давали ответы, но они имели сказочно-фантастическое содержание, в котором реальное тесно переплеталось с нереальным.
Итак, мифы и религиозные верования в древнерусских племенах были основными средствами, благодаря которым люди объясняли процессы окружающего их мира. Мифы древних украинцев выражали мироощущение, мировосприятие окружающих явлений, с которыми человек встречался как непосредственно, так и опосредованно. Для мифологии древних украинцев были характерны те же особенности, что и для большинства народов - это причинно-следственное выяснение феноменов прошлого и настоящего. Миф совмещал в себе два аспекта – рассказ о прошлом (диахронный аспект) и средства пояснения настоящего, а иногда и прошлого (синхронный аспект). Актуальный характер «исторических» легенд часто подтверждаются жанром этиологических объяснений явлений, характерных для членов определенной территории и их социальных привычек и их традиций.
Этиологизм (причина) является попыткой пояснить определенное реальное явление в повседневной жизни человека, например: «Что служило появлению такого-то и такого-то явления?», «Каким образом и где появилось?», «Почему это так?» и т.д.
Этиологизм как одна из существенных черт мифологического мышления в украинской мифологии свойственен каждому измифов. В них, как и во всяком мифе, трудно провести резкую границу между естественным и неестественным, для них характерна чувственная конкретность, метафоричность, эмоциональность.
Мифы тесно связаны с религиозной обрядовостью. Они служат своеобразным рациональным пояснением обрядовой практики древнерусской религии. Как отмечают исследователи славянской мифологии, в них отражены разные уровни связей отдельных персонажей с родом, племенем, дается своеобразное (мифологическое) толкование явлений, актуальных для определенного периода жизни человека, явлений природных, космических и т.д. Со временем возникла своеобразная «специализация» мифических персонажей (богов) по видам деятельности. Одни боги группировались в сфере военных дел, другие – в отрасли моральных истоков, третьи связаны с сельскохозяйственной деятельностью людей. В древнеукраинской мифологии с этой деятельностью связаны действия богов высшего уровня - Перуна и Велеса. Первый находился на небе и воплощал все позитивное, другой - на земле и был носителем всего негативного. Эти два бога постоянно ведут между собой борьбу. Велес крадет скот у людей, портит здоровье, порождает зависть, ненависть, злобу. Постоянно преследуемый Перуном, Велес превращается в вола, дерево, речку, но не может убежать от всемогущего Перуна. Финалом победы последнего является дождь, необходимое условие плодородия земли, а в конечном итоге - достатка. Согласно индоевропейской традиции личность Перуна связывается с военной функцией. Его изображали как седовласого воина с золотыми усами, грозным взглядом. В пантеоне богов Киевской Руси Перун был самым главным богом, который опекал не только поле брани, но и мирную хлебную ниву. С ним связываются наиболее чувственно-конкретные и вместе с тем абстрактные представления о том, что существует за пределами сознания человека.
К богам «нижнего» уровня в древнеукраинской мифологии принадлежали те божества, которые были связаны с определенными временами года, а также те, которые особо почитались в отдельном роде, племени, но признавались и среди других родов или племен. Символами зла и мифологии древних украинцев была разного рода нечисть – водяные, русалки, оборотни, упыри и т.д.
В религиозно-мифологическом сознании древних украинцев можно выделить уровень, который определялся наибольшей абстрактностью, и хотя этимологически он был связан с определенными божествами, но эта связь была настолько опосредованной, что часто человеком не осознавалась. Как отмечают авторы двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира», понятиями такого рода были Судьба, Несчастье, Правда, Ложь, Смерть, Счастье и т.д. Со словами «судьба», «счастье», «успех» и т.д., считают ученые, было, вероятно, связано и слово «Бог». Богатый - это тот, у кого есть судьба, убогий - не имеет судьбы, склонности Бога, небогий - несчастный, убогий. Слово Бог, пишут исследователи славянской мифологии, входило даже в имена разных божеств - Даждьбог, Чернобог и т.д.
В центре внимания всех мифов древних украинцев, как правило, был человек. Он в мифологизированной ипостаси соотносился со всеми уровнями мифологии. Важное значение имеет в культурно-обрядовой практике людей праславянское понятие «душа», «дух», которое выделяло человека среди всех высших существ. Его содержанием является творческий характер человека, определение духовного как его родового признака.
В древнеукраинской мифологии мир описывается системой противопоставления содержания понятий, где позитивное предстоит негативному: жизнь - смерть, судьба - несудьба, счастье - несчастье, правда - ложь, верх (Перун) – низ (Велес) и т.д.
Уровень обобщения содержания этих понятий знаменовал собой вершину мифологического мышления и переход его к философскому. Но не только уровень обобщения является признаком философии. Ее появлению должен отвечать уровень развития государственности, науки и культуры, т.е. когда возникает система общественных отношений, которая определяет отношения «человек - мир» не только на уровне самосознания своего «Я» в природе, обществе, государстве, семье и т.д., но соответственно кодифицирует их. Так что не случайно исследователи истории украинской философии датируют ее возникновение концом Х - началом XI bв. Как раз тогда было в расцвете могущественное государство Киевская Русь с четко сформированным устройством, развитой письменностью, наукой, законотворчеством. В новых социальных условиях мифология еще занимает значительное место, но она все больше и больше поступается перед философией – ребенку государственных, социальных, научных и культурологических отношений.
Процесс разложения мифологического и утверждения философского способа мышления ускорила христианизация Киевской Руси.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 961;