Основные категории эстетики
1. Категории «эстетическое» и «художественное».
2. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное.
3. Категории «трагическое» и «комическое».
Категории «эстетическое» и «художественное»
Эстетическая практика общества создает не только мир эстетических ценностей, богатство эстетических потребностей человека, но и систему понятий, эстетических категорий, в которых закреплён опыт эстетического освоения мира.
Категория «эстетическое» - наиболее общая категория эстетики, характеризующая специфику всех форм эстетической деятельности. Эта категория сформировалась позже других эстетических категорий. Эстетическое восприятие акцентировано на общественную значимость вещи, явления, отношения. В акте эстетического отношения окружающий человека мир интересует его не сам по себе, а с точки зрения этой его значимости . Эстетическое - это специфически духовное чувственное отношение человека к окружающему миру. Рождаясь вместе с практической, утилитарной потребностью, эстетическая потребность растёт и развивается по мере того, как развивается свобода человека, независимость его от окружающей среды. Мир эстетического – это мир, где человек свободен от сиюминутной практической потребности. Поэтому развитие эстетического отношения к действительности связано с ростом материального могущества человека. В эстетическом отношении человек свободен от узкоэгоистического интереса и поднимается до бескорыстного, истинно человеческого отношения к предмету.
Эстетическое освоение действительности образуется связью субъекта, воспринимающего, переживающего, оценивающего мир, и объекта, который воспринимается, переживается, оценивается. Эта система становится несколько более сложной только в тех случаях, когда эстетическое освоение действительности выливается в форму практических действий – в творчество по «законам красоты». Тогда в данной системе появляется третье звено – новый объект, созидаемый человеком и наделяемый эстетической ценностью. Что же касается художественного освоения мира, то оно имеет более сложную структуру. Это освоение мира образуется связью: а) объекта художественного отражения, б) отражающего его субъекта (художника), в) произведения искусства, выступающего в качестве нового объекта, так как оно становится вполне самостоятельным даже по отношению к своему создателю, г) второго субъекта – зрителя, читателя, ради которых произведения искусства создаются и к которым они обращены. Таким образом, если эстетическое восприятие есть замкнутая система, в которой человек переживает явления природы, вещи и действия других людей , во имя самого этого переживания, то художественное восприятие тех же объектов есть система открытая, имеющая цель вне себя – такой целью оказывается переработка и объективизация результатов восприятия.
Эстетическое сознание побуждает человека к деятельности только в тех случаях, когда объект эстетически его не удовлетворяет и он стремится придать ему недостающую красоту – так возникает эстетическая установка, например, у садовода, разбивающего парк и реорганизующего естественную природную данность, у женщины, обращающейся к косметическим средствам, чтобы сделать свое лицо более привлекательным. Если же объект вызывает у человека эстетическое восхищение, оно как бы парализует его практические действия, требует сохранения данного объекта именно таким, каков он есть.
Художественное же сознание не может удовлетвориться восприятием самого прекрасного, напротив, чем выше эстетическая ценность реального явления, тем сильнее потребность художественного сознания создать его образную модель, дабы передать другим людям то, как художник воспринимает, постигает и оценивает эту реальность.
Эстетическая деятельность есть практическое созидание эстетических ценностей. Она охватывает формирование материи по «законам красоты» и создание предметов, имеющих другие эстетические характеристики, - наделенных возвышенностью, трагизмом, комизмом. Эти два рода эстетической деятельности приходится различать потому, что первый имеет универсальный характер – всё, что человек делает, он может делать по «законам красоты», – тогда как специально создавать возвышенное, трагическое, комическое можно лишь в сравнительно узких пределах искусства. И действительно. Если взять трагическое и комическое, то они характеризуют драматические отношения между реальностью и идеалом. Потребности в умножении подобных ситуаций у человека нет. И если в искусстве он все же специально создает образные модели драматических конфликтов, имеющие трагедийный или комедийный характер, то только для того, чтобы направить человеческую энергию на борьбу с источниками жизненного драматизма. Иное дело, что людям никогда не удается добиться этого в полной мере. Далее, возьмем прекрасное и возвышенное. Возвышенное для своего создания требует особых условий. Повседневный труд не нуждается в напряжении духовных сил, да и не каждый человек способен на это. Человек просто творит по «законам красоты» (а это и есть эстетическая деятельность). Поэтому в самой его деятельности и в её плодах, возвышенное рождается значительно реже, чем прекрасное. Точно так же и в природе величие встречается реже, чем красота, изящество. Искусство же, перенося созидание возвышенного в воображаемый мир, оказывается способным творить его, то есть искусство есть одна из форм творчества по «законам красоты».
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1100;