Буферизация в примитивах передачи сообщений
При передаче сообщений могут возникнуть ситуации, когда принимающий процесс оказывается не готовым обработать сообщение при его прибытии, но для процесса было бы желательным, чтобы операционная система на время сохранила поступившее сообщение в буфере для последующей обработки.
Способ буферизации тесно связан со способом синхронизации процессов при обмене сообщениями. При использовании синхронных, то есть блокирующих примитивов, можно вообще обойтись без буферизации сообщений операционной системой. При этом возможны два варианта организации работы примитивов. В первом случае процесс-отправитель подготавливает сообщение в своей памяти и обращается к примитивуsend, после чего процесс блокируется. Операционная система отправителя ждет, когда процесс-получатель выполнит на своем компьютере примитив receive, в результате чего ОС получателя направит служебное сообщение-подтверждение готовности к приему основного сообщения. После получения такого подтверждения ОС на компьютере-отправителе разблокирует процесс-отправитель и тот немедленно после этого пошлет сообщение по сети. Процесс-получатель после обращения к примитиву receive также переводится своей ОС в состояние ожидания, из которого он выходит при поступлении сообщения по сети. Сообщение немедленно копируется ОС в память процесса-получателя, не требуя буферизации, так как процесс ожидает его прихода и готов к его обработке.
Буферизация не требуется и при другом варианте обмена сообщениями, когда процесс-отправитель посылает сообщение в сеть, не дожидаясь прихода от получателя подтверждения о готовности к приему. Затем процесс-отправитель блокируется либо до прихода такого подтверждения (в этом случае никакой дополнительной работы с данным сообщением не выполняется), либо до истечения тайм-аута, после которого сообщение посылается вновь, причем в случае многократных повторных неудачных попыток сообщение отбрасывается.
В обоих случаях сообщение непосредственно из памяти процесса-отправителя попадает в сеть, а после прихода из сети — в память процесса-получателя, минуя буфер, поддерживаемый системой. Однако такая организация на практике в сетевых операционных системах не применяется, так как в первом варианте процесс-получатель может достаточно долго ждать, пока сообщение будет передано по сети (в большой составной сети, например в Интернете, задержки могут достигать нескольких секунд), а во втором — из-за неготовности процесса-получателя сообщение может многократно бесполезно передаваться по сети, засоряя каналы связи.
Именно поэтому при использовании синхронных примитивов все же предусматривают буферизацию. При этом буфер, как правило, выбирается размером в одно сообщение, так как процесс-отправитель не может послать следующее сообщение, не получив подтверждения о приеме предыдущего. Сообщение помещается в буфер, поддерживаемый операционной системой компьютера-получателя, если в момент его прихода процесс-получа1ель не может обработать сообщение немедленно, например из-за того, что процесс либо не является текущим, либо не готов к приему сообщения, так как не обратился к примитиву receive. Буфер может располагаться как в системной области памяти, так и в области памяти пользовательского процесса, в любом случае буфером управляет операционная система, модули которой получают сообщения по сети.
Для всех вариантов обмена сообщениями с помощью асинхронных примитивов необходима буферизация. Поскольку при асинхронном обмене процесс-отправитель может посылать сообщение всегда, когда ему это требуется, не дожидаясь подтверждения от процесса-получателя, для исключения потерь сообщений требуется буфер неограниченной длины. Так как буфер в реальной системе всегда имеет ограниченный размер, то могут возникать ситуации с переполнением буфера и на них нужно каким-то образом реагировать. Для уменьшения вероятности потерь сообщений степень асинхронности процесса обмена сообщениями обычно ограничивается механизмом управления потоком сообщений. Управление потоком заключается в том, что при заполнении буфера на принимающей стороне до некоторого опасного порога процесс-передатчик блокируется до тех пор, пока процесс-приемник не обработает часть принятых сообщений и не разгрузит буфер до безопасной величины. Конечно, вероятность потерь сообщений из-за переполнения буфера все равно сохраняется, например из-за того, что служебное сообщение о необходимости приостановки передачи сообщений может быть потеряно сетью. Асинхронный обмен с управлением потоком — это наиболее сложный способ организации обмена сообщениями, так как для повышения эффективности, то есть максимизации скорости обмена и минимизации потерь, он требует применения сложных алгоритмов приостановки и возобновления процесс передачи, например таких, которые применяются в протоколе TCP.
Обычно операционная система предоставляет для прикладных процессов специальный примитив для создания буферов сообщений. Такого рода примитив, назовем его, например, create_buffer (создать буфер), процесс должен использовать перед тем, как отправлять или получать сообщения с помощью примитивов send и receive. При создании буфера его размер может либо устанавливаться по умолчанию, либо выбираться прикладным процессом. Часто такой буфер носит название порта (port), или почтового ящика (mailbox).
При реализации схем буферизации сообщений необходимо также решить вопрос о том, что должна делать операционная система с поступившими сообщениями, для которых буфер не создан. Такая ситуация может возникнуть в том случае, когда примитив send на Одном компьютере выполнен раньше, чем примитив create_buffer на другом. Каким образом ядро на компьютере получателя сможет
узнать, какому процессу адресовано вновь поступившее сообщение, если имеется несколько активных процессов? И как оно узнает, куда его скопировать? Один из вариантов — просто отказаться от сообщения в расчете на то, что отправитель после тайм-аута передаст сообщение повторно и к этому времени получатель уже создаст буфер. Этот подход не сложен в реализации, но, к сожалению, отправитель (или скорее ядро его компьютера) может сделать несколько таких безуспешных попыток. Еще хуже то, что после достаточно большого числа безуспешных попыток ядро отправителя может сделать неправильный вывод об аварии на машине получателя или о неправильности его адреса. Второй подход к этой проблеме заключается в том, чтобы хранить хотя бы некоторое время поступающие сообщения в ядре получателя в расчете на то, что вскоре будет выполнен соответствующий примитив createbuffer. Каждый раз, когда поступает такое «неожидаемое» сообщение, включается таймер. Если заданный временной интервал истекает раньше, чем происходит создание буфера, то сообщение теряется.
Хотя этот метод и уменьшает вероятность потери сообщений, он порождает проблему хранения и управления преждевременно поступившими сообщениями. Необходимы буферы, которые следует где-то размещать, освобождать, то есть которыми нужно как-то управлять, что создает дополнительную нагрузку на операционную систему.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1701;