Лекция 17: РЕЧЬ И ЕЕ СВЯЗЬ С МЫШЛЕНИЕМ
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе внимание психологов. Многие современные ученые считают, что хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности.
Речь делят на внешнюю и внутреннюю. Внешняя подразделяется на а) монолог (речь, доклад) и диалог; б) устную и письменную (иерографическую, иероглифическую, или альфабетическую).
Среди функций речи выделяют:
1. Сигнитификативная – обозначение предмета.
2. Обобщение – называет группу сходных предметов.
3. Коммуникативная: а) информационная (передача информации), б) выразительная (передача чувств), в) волеизъявление.
Кроме средства человеческого общения речь является и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации.
Между языком и речью существует различие. Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющая для людей определенное значение и смысл. Речь – это совокупность звуков, имеющая тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной.
Речь без усвоения языка невозможна, а вот язык без речи может существовать. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Смысл речи выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Со значением слов неразрывно связано представление о них как о понятиях. Понятие – важнейший элемент мышления и речи. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.
Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок.
Есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около двух лет в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым.
Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.
Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность(только сказуемые, т.е. глаголы). Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре». Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свою предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание. Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С.Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно не похожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями»
Различают три типа внутренней речи:
1. Внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная звука. Эта речь типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях.
2. Собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру.
3. Внутреннее программирование. Т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста.
Промежуточное положение между внутренней и внешней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому. Эгоцентрическая речь – это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
Выводы:
1. Мышление и речь неразрывно связаны, хотя представляют собой относительно независимые реальности.
2. Между языком и речью существует различие
3. Внутренняя речь обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью.
4. Типы внутренней речи: внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование.
5. Промежуточное положение между внутренней и внешней речью занимает эгоцентрическая речь.
Рекомендуемая литература:
Введение в психолингвистику: Хрестоматия / Сост.: А.П. Клименко, А.В.Посох. – Мн.: МГЛУ, 2005. – 122 с.
Горелов, И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. – М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.
Фрумкина, Р.М. Психолингвистика – М.: «Академия», 2001. – 320 с.
Лурия, А.Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 320 с.
Хомский, Н. Язык и мышление. – М., 1972.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 823;