Индивидуально-психологические различия в музыкальном искусстве
Музыкальное искусство в присущих только для него своеобразных видах и формах выражает мысли, чувства, стремления, эмоции человека, а также отражает в музыкально-художественных жанрах, образах различие человеческих темпераментов. Эти различия зависят от жанра, формы, видов музыкальной деятельности, содержания музыкального произведения.
Индивидуальную особенность динамических проявлений психики называют темпераментом. Скорость протекания психических процессов выражается в темпераменте человека. Различие темпераментов можно характеризовать качеством протекания этих процессов.
В истории древнегреческой медицины /Гиппократ – Vв. до н.э./ считалось, что состояние организма зависит от количественного соотношения жидкостей в организме /кровь, лимфа, желчь/. Надлежащее соотношение частей – называлось (по латински) temperamentum.
Отсюда и произошло название различных темпераментов. Сангвиник /«сангвис» - кровь/ - человек с заметной психической активностью. В физиологии соответствует сильному уравновешенному быстрому типу нервной деятельности. Флегматик /«флегма» - лимфа/ - человек невозмутимый. В физиологии соответствует сильному уравновешенному медленному типу нервной деятельности. Холерик /«холе» - желчь/ - человек очень энергичный. В физиологии соответствует сильному неуравновешенному типу нервной деятельности. Меланхолик /«мелайна холе» - черная желчь/ - человек с низкой психической активностью. В физиологии соответствует слабому типу нервной деятельности.
Хотя объяснение античной наукой органической основы темперамента представляет лишь исторический интерес, но типологическая структура темперамента верна и действует до сегодняшнего времени.
В музыкальном искусстве сочетание различных темпов, динамики, характера, как в самом произведении, так и в момент его исполнения придает ему особую красочность, колоритность. В музыке очень важно темпераментное исполнение произведения, что значительно активизирует слушательское восприятие. Характер произведения во многом зависит от темперамента композитора и исполнителя, от их душевного состояния.
Знание психологических особенностей, темпераментов учащихся дает возможность педагогу правильно строить учебный процесс, подбирать необходимый музыкальный учебный репертуар.
Различие темпераментов, подбор по этим признакам участников в коллективном исполнительстве /оркестре, хоре, ансамбле/ также имеет большое значение для слаженной, совместной работы.
Характер – индивидуальная особенность личности, проявляющаяся в особенностях поведения и отношения к чему-либо. Слово «характер» в переводе с греческого означает «чеканка, примета», отличительная черта, признак.
Индивидуальные особенности, образующие характер человека (мягкий, уступчивый или жесткий, нетерпеливый; веселый или грустный, уверенный или робкий, уживчивый или неуживчивый; вежливый, доброжелательный или грубый, бесцеремонный) относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость), к чувствам (жизнерадостность, угнетенность) и к уму (легкомыслие, вдумчивость).
Проявления характера - комплексные образования, которые в ряде случаев практически не поддаются делению их по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных качеств (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.). Характер человека – в большинстве своем многогранен, проявляется в отношении к людям, к себе, к делу и к вещам.
Если темперамент подчеркивает природные особенности человека в его отношении к различным событиям, то характер выявляет собственно социальное начало в человеке в его отношении к жизни. Если про темперамент говорят, что он может быть бурным, вялым, то характер определяют как решительный, добрый, настойчивый и т.д. Общим моментом в темпераменте и характере является то, что ни тот, ни другой не говорят о социальной ценности человека. Неуживчивый холерик может бороться за высокие общезначимые цели, а мягкий нерешительный меланхолик может оказаться подлецом.
Каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе воспитания, опираясь на сильные стороны темперамента и нейтрализуя слабые, формируется социально ценный характер, находящий свое место в жизни. Таким образом, характер имеет особенность развиваться и совершенствоваться.
Типичный характер развивается на основе типического темперамента, но содержание характера шире содержания темперамента.
Все черты и особенности личностных свойств находят свое специальное преломление в жизни и творчестве различных музыкантов. Еще Антон Рубинштейн говорил о том, что не может быть у двух одинаково хороших, но с различным темпераментом музыкантов одинакового мнения относительно исполнения и понимания музыкального произведения. Темперамент и развивающийся на его основе характер неминуемым образом накладывает свой отпечаток не только на повседневное поведение музыканта, но и на все его творчество, включая создание, интерпретацию и восприятие музыки.
Рассмотрим это на примере жизни и творчества двух выдающихся представителей эпохи Романтизма – Шопена и Листа. Шопен был музыкантом интровертированного (обращенный внутрь, в себя) склада, а Лист – экстравертированного (обращенный во вне). В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями, каждый из них находил в другом недостающие в себе качества.
По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свойство его характера проявлялось во многих его сочинениях – мазурках, балладах, ноктюрнах. Не любящий больших, многолюдных аудиторий, Шопен в полной мере раскрывался, только играя перед небольшим количеством близких друзей. «Большие залы парализуют меня», - признавался он в одном из своих писем.
Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопена, исполнение автору не очень понравилось и он высказался примерно в том духе, что чем так играть его сочинения, так лучше их совсем не играть. Но Лист тут же играет один из виртуозных этюдов Шопена, чем приводит всех присутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение. Шопен в ответ говорит: «Я не гожусь для того, чтобы давать концерты. Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае если вы не завоюете благосклонности публики, у вас хватит сил поразить ее, потрясти, покорить и повести за собой» (Александров В., Мейлах Е. Лист. - Л.,1968, с.44).
Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Г.Гейне, упрекал его в том, что его пальцы нередко «слишком бешено носятся по клавишам». Гейне называл Листа «Аттилой» - именем одного из предводителей воинственного племени гуннов, «божьим бичом всех эраровских роялей, которые трепетали при одной вести о его прибытии, а в настоящую минуту снова дрожат, истекают кровью и визжат под его пальцами, так что за них можно было бы вступиться Обществу покровительства животных».
Другой критик так отзывался о концертах Листа: «После концерта он стоит словно победитель на поле сражения… покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развиваются как… флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах» (Коган Г. Работа пианиста. М., 1963, с.137).
Лист был гениален в своем реформаторстве пианизма. Тем не менее, Гейне как-то раз обронил по поводу его игры, что он либо играет гениально, либо гремит как пустой котел. «Грозы – моя специальность», - признавался Лист. И если Лист покорял слушателей мощью своего исполнения, то Шопен – тонким лиризмом, своим неподражаемым звучанием piano. Шопен требовал от своих учеников, чтобы в их игре была «энергия без грубости». При этом резкий звук был для него невыносим. В своей известной книге о Шопене Лист говорил про него: «Он отвергал неистовую и необузданную сторону романтизма, ему были невыносимы ошеломляющие эффекты и безумные излишества» (Лист Ф. Шопен. М.,1956,с.266 .).
Оба – Лист и Шопен – были гениальными музыкантами, но каждый был гениален по-своему, каждый вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру, идя своим собственным путем. Поэтому бессмысленно ставить вопрос: какой тип темперамента наиболее отвечает творческой профессии музыканта? Ответ здесь может быть таков, каким бы темпераментом от природы ни обладал музыкант, величина его вклада не зависит от этого темперамента. В истории музыки было много творцов, обладавших самыми разными темпераментами.
Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности – это не знания, умения и навыки, а динамика их приобретения. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
Способности – это возможность, которая проявляется в деятельности. Нельзя, например, говорить о музыкальных способностях человека, если его не пытались обучать музыке, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Пример из практики: двум ученикам одного класса учитель задает один и тот же этюд Черни. Однако, один ученик уже через неделю играет этот этюд бегло и без ошибок, а другой через месяц работы делает в нем ошибки. Разницу в достижениях любой педагог в подобных случаях отнесет за счет различия в способностях. Таким образом, под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые умения, навыки и использовать их в практике.
Несмотря на ясность вышеизложенных теоретических положений и практических примеров, проблема способностей, их развития, является одним из самых сложных вопросов психологии и педагогики. Сложность здесь заключается в том, что способности развиваются на основе природных задатков, одаренности, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных, физических и умственных процессов, а также под воздействием внешней и социальной среды.
О начале музыкального обучения, развитии музыкальных способностей Г.Г.Нейгауз говорил, что «прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь то ребенок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой, так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу музыка уже живет полной жизнью раньше, чем он в первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне» [Нейгауз Г.Г. О искусстве фортепианной игры. М., 1987, с.11].
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, природных задатков, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Ещё в народе о таланте говорят, что это «Божья искра». В свою очередь наличие природных задатков, способностей, таланта в сочетании с необходимым жизненным, профессиональным опытом и большим трудом – формирует мастерство. Если высшее проявление способностей называются талантом, то высшее проявление таланта – гениальность. Гениальность – это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Немецкий философ Шопенгауэр говорил об этом так: «Стрелок, попадающий в цель, в которую никто не может попасть – талант, стрелок, попадающий в цель, которую никто не видит - гений».
«О сколько нам открытий чудесных
Готовит просвещенья дух.
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг». (А.С.Пушкин)
Наследственные и социальные факторы. Центральным в проблеме способностей является вопрос наследственности, врожденных задатков, одаренности и их прижизненное развитие. Еще Платон, например, полагал, что способности человека являются врожденными и все, что человек знает, является как бы воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. Френсис Гальтон, двоюродный брат знаменитого английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина, в своей первой книге – «Наследственность таланта, его законы и последствия»(1869), а также в других своих книгах утверждал, что гениальность и талантливость передается по наследству из рода в род, а факторы внешней среды не играют при этом существенной роли. Выдающийся польский пианист Игнаций Падеревский, наоборот, отвечая на вопрос в чем секрет его замечательных пианистических достижений, говорил: «Один процент таланта, девять процентов удачи и девяносто процентов труда».
Известны слова знаменитого американского изобретателя Томаса Эдисона о том, что гений – это 99% пота и только 1% вдохновения.
Американский психолог Артур Дженсен отмечал, что каждый человек может успешно развивать свои способности в процессе упорного и кропотливого труда. Но развитие способностей возможно только до определенного предела, отпущенного природой. Гениальным человек становится не в результате упорного и самоотверженного труда, гениальность является ему как подарок судьбы.
Известный английский психолог Ганс Айзенк в ходе своих многолетних исследований пришел к выводу, что в структуре успеха таланта 80% составляют генетические факторы. Генетическую основу имеют словесно-речевые способности, память, способность воображения, способности к вычислениям. 20% зависят от социальных условий, куда входят условия в семье, школе, удача и счастливый случай. Хотя это соотношение генетических и социальных факторов трудно проверить экспериментальным путем, эти цифры вошли во многие западные энциклопедии.
В упомянутой выше книге Гальтона приводятся примеры некоторых семей, у которых способности к тому или иному виду творчества передавались по наследству. В частности, у предков Баха незаурядная музыкальная одаренность впервые была зафиксирована еще в 1550 г. и с наибольшей силой проявилась через пять поколений в гении И.С.Баха. В семействе Бахов было около 60 музыкантов; около 20 из них были признаны выдающимися. В семье Моцарта было пять музыкантов, в семье Гайдна – двое.
Литература
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. М., 1978.
2. Арнольдов А.И., Батунский М.А., Межуев В.М. Культура // ФЭС. - М.: «Сов. энциклопедия», 1983. – С. 292-295.
3. Бирмак А. О художественной технике пианиста. – М., 1973.
4. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965.
8. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1968.
9. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. – М., 1992. –Ч. 3.
10. Коган Г. Работа пианиста. – М., 1963.
11. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. – Л., 1969.
12. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность // ФЭС. – М.: «Сов. энциклопедия», 1983. – С. 151-152.
13. Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е изд., испр. и доп. М.: «ВЛАДОС», 1997. – С. 20-66.
14. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. - М., 2004.
- 291 с.
15. Тарасов Г.С. Музыкальная психология /Спутник учителя музыки. - М., 2006. – 324 с.
16. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. – Л., 1968.
17. Цыпин Г.М Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.
18. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. – М., 1970.
19. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. – М., 1986.
Самостоятельное изучение: Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
Темы:
- Деятельность музыканта /38-45/
- Техника игровых движений /45-66/
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 2743;