Захват заложника (ст.206УК). Отличие от похищения человека и незаконного лишения свободы.
Основной объект – общественная безопасность, дополнительный непосредственный объект – жизнь и здоровье, свобода человека.
Объективная сторона преступления включает:
захват лица в качестве заложника;
удержание лица в качестве заложника.
Заложник – физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое- либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Захват заложника – противоправное насильственное ограничение физической свободы хотя бы одного человека.
Удержание заложника – противоправное насильственное воспрепятствование возвращение заложнику свободы (н-р, содержание его в помещении, которое он не может самостоятельно покинуть).
Захват или удержание заложника сопровождается психологическим насилием (угроза убийством, причинения вреда любой степени тяжести, уничтожением или повреждением имущества и т.п.), а также физического насилия, не опасного для жизни и здоровья (нанесение побоев, ударов, связывание и т.п.).
Виновным выдвигаются требования освобождения заложника: обеспечить выезд из страны, передать определенную сумму денег, требования политического, религиозного, имущественного и т.д. характера.
Захват заложника – длящееся преступление.
Субъективная сторона: прямой умысел + специальная цель понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения как условия освобождения заложника.
Субъект — общий с 14 лет.
Состав — формальный, преступление считается оконченным с момента фактического лишения свободы человека, взятого или удерживаемого в качествен заложника, вне зависимости от продолжительности.
Квалифицированные составы. Ч. 2 ст. 206 УК содержит следующие квалифицирующие составы:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц;
з) из корыстных побуждений или по найму.
Норма о захвате заведомо несовершеннолетнего заложника (п. «г» ч. 2 ст. 206 УК), женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «д» ч. 2 ст. 206 УК), может быть применена в тех случаях, когда виновному достоверно известно в первом случае о несовершеннолетии, во втором — о состоянии беременности заложницы.
Признаки захвата двух или более заложников (п. «е» ч. 2 ст. 206 УК), совершения этого преступления из корыстных побуждений или по найму (п. «ж» ч. 2 ст. 206 УК) понимаются так же, как и применительно к составу убийства (п. «а», «з» ч. 2 ст. 105 УК).
Особо квалифицированными видами захвата заложника являются деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 206 УК, если они совершены: организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Эти признаки аналогичны соответствующим признакам терроризма — ч. 3 ст. 205 УК.
Примечание к ст. 206 УК предусматривает (наряду с условиями, предусмотренными ч. 1 ст. 75 УК) условия освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно или по требованию властей освободившего заложника, если в его действиях нет иного состава преступления. Поэтому действия, образующие такие составы преступления, как незаконное ношение оружия, причинение вреда здоровью, умышленное повреждение имущества, могут влечь уголовную ответственность на общих основаниях
Отличия от похищения человека и незаконного лишения свободы:
По объекту – в похищении и лишении – это свобода личности, в захвате – общественная безопасность;
По целям – в похищении и лишении цели не имеют значения;
При лишении свободы с объективной стороны лицо не похищается (не изымается из своей среды), а остается на месте, но ограничивается в передвижении + ответственность с 16 лет.
При захвате заложника виновных лиц интересует не столько личность захваченных, сколько возможность использования их в качестве средства давления на адресата. Виновные лица здесь не имеют личных взаимоотношений с заложниками, которые бы обусловливали их соответствующие действия. При незаконном же лишении свободы или похищении человека виновные лица по тем или иным причинам заинтересованы в конкретной личности потерпевшего (как это бывает, например, при взыскании долга, устранении конкурента и т.п.).
Преступление, связанное с захватом заложника, окончено с момента захвата или удержания лица в качестве заложника и предъявления требования третьему лицу (государство, организация, гражданин), соединенного с высказыванием угроз в адрес заложника. Похищение же окончено с момента лишения возможности потерпевшего выбирать по своему усмотрению место своего пребывания. Высказывались ли при этом какие-либо угрозы, для квалификации значения не имеют.
Как показывает судебная практика, при похищении основным мотивом чаще всего является корысть. При захвате заложника мотивы, как правило, более широкого диапазона — от политических (несогласие с правящим режимом, желание покинуть страну и т.д.) до криминальных, хотя и сопровождаемых требованиями материального плана (транспорт, деньги, оружие, наркотики и т.д.), без удовлетворения которых невозможно достижение основной цели.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1819;