Общее представление о двойственной природе перцептивного образа.

Проблема выделения его чувственной основы.

Восприятие - единство двух разнонаправленных процессов:

1) от внешнего мира к субъекту

2) от субъекта к внешнему миру

Чувственный образ рождается на стыке двух этих процессов. Двойственная природа образов нашла отражение в следующих теориях:

Титченер- чувственная основа и воспринимаемый смысл

Гельмгольц - первичный образ и образ представления

Леонтьев - чувственная ткань и предметное содержание

Двойственная природа образа выступает в следующих феноменах:

1) непроизвольность, навязчивость образа, НО: и активная работа по его построению

2) образ - чувственный, НО: и интеллектуальный (знание есть условие восприятия)

3) модальность (зрит., слух. и т.п.), НО: и амодальность (с помощью зрения судим о тяжести и т.п.)

4) зависимость, НО: и относительная независимость от стимуляции (“рожа на обоях”)

5) идентичность у разных людей, НО: и достаточная индивидуальность образов

Основная проблема при выделении чувственной основы образа - невозможность “чистого ощущения”. Правда, это пытались сделать структуралисты с помощью интроспекции.

Еще одним доказательством двойственной природы восприятия могут служить результаты экспериментов на инвертированное зрение. В первые дни ношения очков, “переворачивающих” мир, у испытуемых было четкое ощущения двойственности мира (образы памяти не соответствовали перцептивным образам).








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1274;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.