Искусство раннего Средневековья
Культура стран Западной Европы в эпоху Средневековья
До X в. в Европе длился период так называемых «темных веков». Начало ему положило падение западной части Римской империи. Германские племена вторглись в Италию, разорили Рим. Варвары не видели в изображениях людей и богов никакой ценности и уничтожали их. Веря в магические свойства металлов, они переливали бронзовые скульптуры в слитки, помещая их в клады. Единственный вид искусства, который варварам пришелся по душе - это украшение утвари и оружия орнаментом, имевшим ряд черт, отличных от орнамента античности: одинаковую выпуклость вместо постепенного нарастания объема, постоянные мотивы узора, располагающиеся в разных направлениях, пронизывающие друг друга.
Варвары ненавидели города и боялись их. Разоренные города Римской империи приходили в запустение, строительство храмов и общественных сооружений прекратилось. Основным строительным материалом стало дерево. Искусство возведения каменных сводов и арок было забыто на несколько столетий. Одним из редких каменных сооружений этой эпохи является гробница вождя готов Теодориха(520 г., Равенна, Италия). Он построен из известняка на двух десятигранных ярусах, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня, возможно, в подражание шатрам германцев. Поскольку средств поднять столь тяжелую плиту у готов не было, мавзолей был засыпан землей по самый верх, после чего купол путем втаскивания поместили на место, а землю удалили.
Постепенное обращение варварских племен в христианство привело к усвоению ими основ христианской морали. Христианство открыло красоту внутреннего мира человека, противопоставив ее бездушной красоте тела, так любимой античностью. Поэтому памятник, портретное изображение человека становятся невостребованными новой культурой. Скульптура, которая была главным искусством античности, в Средние века утрачивает свое самостоятельное значение, полностью подчиняясь архитектуре. Из живописи исчезают такие жанры, как портрет, пейзаж, натюрморт.
Действовала установка, согласно которой следует почитать не творение, а Творца, устроителя мира. Но как изобразить неизобразимое? Ведь христианский Бог в отличие от богов языческих надприроден, значит, он, сотворив пространство неба и земли, находится вне их, сотворив время, пребывает в вечности. Каким же образом изобразить с помощью временных искусств вечносущего Бога, а с помощью пространственных - его пребывание вне этого мира? Реализм и натурализм изображения, иногда доходящий до иллюзионизма, присущий позднеантичному искусству, не подходил. Для искусства Средневековья характерно использование системы символов.
Со временем отрицание всего античного наследия стало ослабевать. В конце VIII в. началось Каролингское Возрождение. Династия Каролингов названа по имени ее основателя Карла Великого (768-814). Каролингское Возрождение проявилось в организации школ, привлечении образованных людей ко двору. Коронование Карла в 800 г. как императора Священной Римской империи привело к смещению культурного центра Европы с Апеннин на северо-запад. Карл видел свою задачу в создании единого христианского мира. При императорском дворе расцвело искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи. Образцом книжной миниатюры этого времени является Утрехтская псалтырь.
В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк(в храмах западная поперечная постройка (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая, в частности, целям придворного церемониала. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы - замки для временного проживания короля. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранилась палатинская капелла в Ахене (788-805). Восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом. Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.
Значение Каролингского Возрождения для культуры Западной Европы в том, что христианизация Европы приобрела необратимый характер.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1515;