Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.

Введение. Мы переходим к следующему крупному этапу в раз­витии психологии. Он ознаменовался тем, что в психо­логию были введены совершенно новые факты — факты поведения.Что же имеют в виду, когда говорят о фактах пове­дения, и чем они отличаются от уже известных нам явлений сознания? В каком смысле можно говорить, что это разные области фактов (а некоторыми психологами они даже противопоставлялись)?

По сложившейся в психологии традиции под поведе­нием понимают внешние проявления психической дея­тельности человека. И в этом отношении поведение про­тивопоставляется сознанию как совокупности внутрен­них, субъективно переживаемых процессов. Иными сло­вами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обна­руживаются путем самонаблюдения.

Итак, ответим на один из поставленных ранее вопро­сов: что такое факты поведения?

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельнос­тью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгля­ды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, пре­рывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напря­жение и др.; во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.; в-третьих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл, Наконец, это поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д.

Дж. УотсонВо втором десятилетии нашего века в психологии произошло очень важное событие, названное «револю­цией в психологии». Оно было соизмеримо с началом той самой новой психологии В. Вундта. В научной печати выступил американский психолог Дж. Уотсон, который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна за­ниматься не явлениями сознания, а поведением.Направ­ление получило название «бихевиоризм» (от англ, be­haviour — поведение). Публикация Дж. Уотсона «Пси­хология с точки зрения бихевиориста» относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии. Вопрос о методе был одним из главных для нового направления, я бы сказала даже основным: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней по­зиции, по поводу них можно добиться согласия несколь­ких наблюдателей. В то же время факты сознания до­ступны только самому переживающему субъекту, и до­казать их достоверность невозможно. Таким образом, Дж. Уотсон отрицал существование со­знания как представитель научной психологии. Он ут­верждал, что сознание не существует для психологии.

Теоретическая программа бихевиористов.Дж. Уотсон отвечает на него в научных понятиях: «Зто — система реакций». Таким образом, он вводит очень важное по­нятие «реакция». Далее, нет ни одного действия" человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он исполь­зует понятие стимула и предлагает следующую знаме­нитую формулу: S — R (стимул — реакция). Затем он делает следующий шаг: объявляет отноше­ние S — R единицей поведенияи ставит перед психоло­гией следующие ближайшие задачи: - выявить и описать типы реакций; - исследовать процесс их образования; - изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.

В качестве общих окончательных задач психологиион намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реак­цию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по 5 предсказывать R, а по R заключать об S. Рассмотрим сначала, как реализовалась программа в ее теоретической части. Дж. Уотсон начинает с описания типов реакций. Он выделяет прежде всего реакции врожденные и приобре­тенные.

Обращаясь к изучению новорожденных детей, Уотсон составляет список врожденных реакций. Среди них такие, как чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы и разные другие. Как же расширяется поток активности, по каким за­конам приобретаются новые, не врожденные реакции? Здесь Уотсон обращается к работам И. П. Павлова и Б. М. Бехтерева, как раз незадолго до того опублико­ванным. В них содержалось описание механизмов воз­никновения условных, или, как они назывались в то время, «сочетательных», рефлексов. Дж. Уотсон прини­мает концепцию условных рефлексов в качестве есте­ственнонаучной базы психологической теории. Он го­ворит, что все новые реакции приобретаются путем обу­словливания.

Вспомним схему образования условного рефлекса. Безусловный стимул (5б) вызывает безусловную ре­акцию (7?б). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (5У), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безус­ловного стимулов действие безусловного стимула оказы­вается ненужным: безусловную реакцию начинает вызы­вать условный стимул (рис. 1).

Например, мать гладит ребенка, и у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже — безуслов­ный стимул, улыбка на прикосновение — безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери. Теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребенка.

А как же образуются сложные реакции? По Уотсо-ну ~ путем образования комплексов безусловных ре­акций. Предположим, имеется такая ситуация: первый без­условный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй — вторую, третий — третью. А потом все безус­ловные стимулы заменили на один условный стимул (А). В результате условный стимул вызывает сложный ком­плекс реакций (рис. 2).

Все человеческие действия и есть, по мнению Дж. Уот­сона, сложные цепи, или комплексы, реакций. Если вду­маться в это его утверждение, то станет ясно, что оно абсолютно неверно. В действительности из приведенной схемы невозможно понять, как появляются новые действия человека: ведь организм по концепции Дж. Уотсона располагает только арсеналом безусловных реакций.

Надо сказать, что бихевиористы экспериментировали в основном на животных. Они это делали не потому, что их интересовали животные сами по себе, а потому, что животные, с их точки зрения, обладают большим преимуществом: они «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые же результаты они смело переносили на человека. Например, обсуждая проблемы полового воспитания ребенка, Дж. Уотсон обращается к экспериментам на крысах.

Эти эксперименты состояли в следующем. Брался длинный ящик; в один конец отсаживался самец, в другой — самка, а посередине на полу были протянуты провода с током. Чтобы попасть к самке, самец должен был пробежать по проводам. В экспериментах мерили, какую силу тока он выдержит и побежит, а перед какой отступит. А потом сделали наоборот: отсадили самку и стали смотреть, какую силу тока преодолеет она. Оказалось, что самки бежали при токе большей силы. На основе этого маленького «урока биологии» Дж. Уотсон предосте­регает матерей от ошибочного мнения, что их девочки не интересуются мальчиками.

Скажу несколько слов о дальнейшем развитии би­хевиоризма.Довольно скоро стала обнаруживаться чрез­вычайная ограниченность схемы S — R для объяснения поведения: как правило, «S» и «Л» находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредст­венную связь между ними проследить не удается. Один из представителей позднего бихевиоризма 3. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил по­местить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S — V — R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опос­редствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (об­разы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводи­лись они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Например, о наличии цели у животного, согласно Э. Толмену, можно говорить в том случае, если животное: во-первых, обнаруживает поисковую активность, пока не получит определенный объект; во-вторых, при получении объекта прекращает активность; в-третьих, при повтор­ных пробах находит к объекту путь быстрее. Итак, по перечисленным признакам можно сказать, что получение данного объекта составляло намерение, или цель, живот­ного. Признаки же эти есть не что иное, как свойстваповедения, а к сознанию обращаться нет никакой необ­ходимости.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили ис­следования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обу­словливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством. Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.

Прием этот давно знаком дрессировщикам, а также практически. освоен воспитателями. В необихевиоризме же он впервые стал предметом экспериментально-теоре­тических исследований. Согласно теории бихевиоризма, классическое и оперантное обусловливания являются уни­версальными механизмами научения, общими для живот­ных и человека. При этом процесс научения представ­лялся как происходящий вполне автоматически: подкреп­ление приводит буквально к «закреплению» в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо другой активности субъекта. Отсюда бихевиористы делали далеко идущие выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко детерминировано, что он в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собст­венного прошлого опыта.

Все эти выводы в конечном счете были следствиями игнорирования сознания. «Неприкасаемость» к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития. Надо сказать, что это требование рухнуло под влия­нием жизни. Даже в американской психологии, т. е. на родине бихевиоризма, в последние десятилетия была понята необходимость возвращения к сознанию, и это возвращение состоялось.

Несколько заключительных слов о бихевиоризме. Важными заслугамибихевиоризма явились следую­щие. Во-первых, он внес в психологию сильный мате­риалистический дух, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Во-вто­рых, он ввел объективный метод — метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доре-чевых младенцев и т. п. Наконец, в работах бихевио-ристкого направления были значительно продвинуты от­дельные разделы психологии, в частности проблемы на­учения, образования навыков и др. Но основной недостатокбихевиоризма, как я уже подчеркивала, состоял в недоучете сложности психичес­кой деятельности человека, сближении психики живот­ных и человека, игнорировании процессов сознания, выс­ших форм научения, творчества, самоопределения лич­ности и т. п.

Закономерности поведения: Торндайк: по нему за исходный момент двигательного акта принимался не внешний импульс, а проблемная ситуация. Тогда связь S-R характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнений.

Торндайк следовал детерминизму, однако не механистическому, а вероятностному, выраженному в формуле : «пробы, ошибки и случайный успех». Основания своего подхода он сформулировал в нескольких законах: 1. Законы упражнений, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. 2. Закон готовности: упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. 3. Закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же реакцию.

Торндайк сделал шаг от биологического длетерминизма к биопсихическому. Этот шаг отразил «закон эффекта»: если частота, сила и смежность являлись механическими детерминантами, то под эффектами понимались особые состояния, присущие биопсихическому уровню детерминации поведения. Закон эффекта гласил: «любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так, что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта. Напротив, любой акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, отщепляется от нее, так, что когда она вновь возникает, появление этого акта становится менее вероятным. Из этого следовало, что результат действия оценивается организмом и в зависимости от этой оценки, связи между S и R закрепляются или иллиминируются.

 

35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)

Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущении человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения.

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Ощущение - это не только компонент чувственного образа, но также деятельность или компонент ее. Чувствительность формируется в действии, которое она афферентирует и регулирует, и ее развитие - дифференцированность, тонкость и точность ощущений -существенно зависит от действия. У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики: порождая новые предметы с новыми качествами, она порождает и новые ощущения. Ощущения с физиологической точки зрения представляют деятельность: рецепторов, воспринимающих раздражения; проводящих центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий; центральных корковых отделов анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму «рефлекторного кольца», обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества.

Наличие зависимости ощущений от внешних раздражителей заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости. Исследования установили, что не каждый раздражитель вызывает ощущение. Нужна минимальная интенсивность раздражителя длятого,чтобы вызвать ощущение.Эта минимальная интенсивность называется нижним абсолютным порогом.








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 3022;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.