Формы психического отражения по Гальперину П.Я.

Для мозга, который реализует психическое отражение объективного мира, отражаемый мир делится на две нерав­ные и по-разному важные части: внутреннюю среду орга­низма и внешнюю среду его жизни. Эти существенно разные части объективного мира получают и существенно разное психическое отражение.

Внутренняя среда индивида отражается в его потреб­ностях, ощущениях удовольствия — неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях.

Общим для этих видов психического отражения внут­реннего состояния индивида является то, что они, во-пер­вых, отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванно­го ими состояния и, во-вторых, они теснейшим образом свя­заны с побуждениями к действиям (в направлении к опреде­ленным предметам внешней среды или от них) или к актив­ному воздержанию от всяких действий.

Существенно иначе происходит психическое отражение внешней среды. Во-первых, из всего состава этой среды в ее психическом отражении представлены лишь те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними. Это уже несплошная, слитная среда, а членораздельный «окружающий мир» (Я. Юкскюль). Во-вторых, эти части среды представ­лены в образах, содержание которых воспроизводит свой­ства и отношения самих вещей (а не вызываемых ими состо­яний индивида). Правда, в содержании образов представ­лены и такие свойства, как цвета, звуки, запахи и другие так называемые «чувственные качества», которые непос­редственными объектами физических действий не являют­ся; но они служат важными различительными признаками, а также сигналами других жизненно важных свойств вещей или сигналами ожидаемых предметов и событий.

Различие в том, как представлены в психических отра­жениях внутренние состояния индивида (побуждения) и ок­ружающий его мир (образы), находится в явной связи с их ролью в поведении: побуждения служат его движущими си­лами, а образы — основой для ориентировки в окружаю­щем мире. Очевидно, интересы поведения диктуют разли­чие между основными видами психического отражения и, вместе с тем, объединяют их на разном обслуживании этого поведения.

Понятие психического отражения по А.Н. Леонтьеву: Существуют три вида отражения:

1 .отражение на уровне неживой природы (физическое взаимодействие, энергетический обмен, химические реакции);

2.отражение на уровне живой природы:

a)первый вид отражения на уровне живой природы - раздражимость — реагирование с агентами, задействованны­ми в процессах ассимиляции (процесс ресинтеза) и диссимиляции (непрерывный процесс распада), т.е. на биологически значимые воздействия.

b)второй вид отражения на уровне живой природы - психическое отражение - чувствительность - раздражимость к таким реагентам окружающей среды, которые не задействованы в процессах ассимиляции и диссимиляции, т.е. способность отражать абиотические воздействия. Чувствительность выполняет сигнальную функцию. Определение по Леонтьеву:

чувствительность есть генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Необходимость возникновения этой формы раздражимости заключается в том, что она опосредует основные жизненные процессы организма, протекающие в более сложных условиях. Процессы чувствительности должны соответствовать объективным свойствам окружающей среды и правильно отражать их в соответствующих связях.

Таким образом, именно наличиечувствительности позволяет говоритьо психической регуляции жизнедеятель­ности.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.


1. Современная психология и ее место в системе наук.Задачи психологии.

В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, оказываясь в той или иной мере и тем или иным способом связанной с большинством фундаментальных и прикладных дисциплин, изучающих природу и человека. И в настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым. Особенностью Т является и то, что она в различных своих вариантах выступает и как гуманитарная, и как естественнонаучная дисциплина, что предполагает различные ее объяснительные принципы и методы.

Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельно­сти. Мы уже говорили о значении для психологии работ И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Отметим также выдаю­щуюся роль работ А. А. Ухтомского (1875—1942), раз­рабатывавшего идею доминанты (временно господству­ющей рефлекторной системы, придающей направлен­ность поведению) и выдвинувшего представление о фор­мировании «функционального органа» (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности). Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896— 1965), разрабатывавшего принципы физиологии активности — направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях с идеями Н. А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузь­мича Анохина (1898—1974), в центре которых — пред­ставление об «опережающем отражении действительно­сти» и о том, что в основе поведения лежат специфиче­ские системные явления — функциональные системы. Идеи Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, имея и само­стоятельное психологическое значение, повлияли, в част­ности, на взгляды А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.

Непосредственно с физиологией высшей нервной дея­тельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом — мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и пси­хиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (М. В. Бехтерев, В. Н. Мясищев, значительное число психоаналитиков; А. Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучался медицине как студент). На стыке медицины и психологии возникла медицин­ская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реаби­литации больных.

Особо выделим основанную А. Р. Лурия нейропсихо­логию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных по­ражений мозга (по изначальной мысли Л. С. Выготского, сотрудником которого был А. Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответству­ющими перестройками в организации мозговых меха­низмов).

Тесно связана с медициной так называемая специаль­ная психология, изучающая различные варианты пато­логии психического развития.

Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.

Казалось бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой; это так в целом — связь менее непосред­ственная — но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и :нап­равлениях то мировоззрение, которое определялось основными открытиями — или господствующими прин­ципами — в области физической картины мира: Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» — представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментиро­вания во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле». Это — связи вполне явные; есть и более oпосредованные, например, через физические принципы объяс­нения физиологических явлений.

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и хи­мические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существует психофар­макология — научно-практическая дисциплина, изучаю­щая закономерности воздействия на психику лекарствен­ных препаратов.

Мы очень кратко очертили связь психологии с есте­ственными науками. Означает ли это, что и психологию следует считать наукой естественной?

Во многих отношениях такое представление обосно­вано, и ряд психологических направлений (вспомните бихевиоризм) ориентирован именно на такое понимание.

Однако не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится с теми отраслями психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.

С историей психологию сближает интерес к особен­ностям душевного облика человека в различные истори­ческие эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.) — они выступают пред­метом исторической психологии.

С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение зако­номерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отноше­ний. Одна из ведущих отраслей психологии — социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, форми­рования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности чело­века и групп, обусловленную их включенностью в поли­тическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) — как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

Названные междисциплинарные области психологии тесно связаны между собой, и многие проблемы явля­ются для них общими (например, особенности взаимо­отношений внутри политических групп, образованных на национальной основе).

Проблемами связи личности и социума, культурных, национальных психологических особенностей человека, его взаимодействий с ближайшим окружением и с более широкими социальными структурами, отношений между группами занимались многие выдающиеся психологи — либо непосредственно, либо включая их в иную пробле­матику. Не случайно при обсуждении связи психологии с гуманитарными дисциплинами мы не называли имен — так или иначе с названными вопросами связывали свои размышления практически все крупнейшие отечествен­ные и зарубежные авторы, выходящие в исследованиях за рамки ориентации на индивидуальные процессы как таковые (последнее — в условной и не вполне коррект­ной изоляции человека от окружения и культуры).

Такие традиционно выделяемые гуманитарные дис­циплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным обра­зом. С первым психологию сближает проблема форми­рования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержа­тельным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры — и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область со­прикосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художе­ственных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Кроме названных, на стыке психологии и других гуманитарных дисциплин существуют психология рели­гии, юридическая психология и др.

Обратите внимание: если в отношении фундамен­тальных естественных наук психология в основном заим­ствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психо­логия не только «берет», но и предлагает этим наукам свои способы понимания явлений; более того, сущест­вуют «психологические школы» в рамках истории, со­циологии, языковедения.

До сих пор мы не коснулись связи психологии и фи­лософии, хотя связь эта чрезвычайно важна. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих зако­нах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия — некая метанаука, «сверхнаука».

Психология, как вы помните, долгое время развива­лась в рамках философии, и выделение ее в самостоя­тельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разраба­тываться вне представлений об отношениях материаль­ного и идеального, духовного и телесного, биологиче­ского и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие из тех, что мы рассматривали при обсуждении станов­ления предмета психологии. Правда, психологи не всегда формулируют свои позиции по этим проблемам, од­нако — независимо от желания того или иного исследо­вателя — их взгляды, хотя бы скрыто, несут более общие, чем это изложено в работах, представления о мире и человеке. Во многих случаях, впрочем, психологи непо­средственно основываются на тех или иных философ­ских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марк­сизма; влияние марксизма признавали А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм; У. Джеймс выступал открытым противником материализма; гуманистическая психология основы­вается на принципах экзистенциализма и т. д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических положений; опре­деляющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претен­довали на это) либо оказывали влияние на возникно­вение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились в основанном им философском направлении («прагматизм»; или «психологический прагматизм»); работы С. Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими. Примеры можно продолжать.

ВЫВОДЫ: 1. Психология связана и исторически и актуально со всеми основными областями знаний. Ж. Пиаже и Б.М. Кедров ставили психологию в центр системы наук. 2.Психология не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направлениякак естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке наук.

Задачи психологии по Лурия: 1. В целом в задачи психологии входит изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.









Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1877;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.