Положение в деревне
Недавно орган миллионеров нашей промышленности, совета съездов, «Промышленность и Торговля» с каким-то глуповатым лицемерием или с какой-то лицемерной глуповатостью вздыхал по поводу того, что Россия оказывается соседкой одной из самых отсталых стран, Испании, когда речь заходит о потреблении на душу важнейших продуктов. Относительно железа – одного из главных продуктов современной промышленности, одного из фундаментов цивилизации – отсталость и дикость России особенно велики.
«Телега на железном ходу, – признавался орган миллионеров, – в русской деревне еще редкость».
Сатрапы нашей торговли и промышленности объявляют «парадоксальным» тот факт, что Россия, по величине производства чугуна, нефти и ряда других продуктов занимает место среди великих и передовых держав, а по размеру душевого потребления «становится соседкой Испании», одной из наиболее отсталых стран.
Например, в 1911 году на 1 душу населения потреблялось чугуна: в Американских Соединенных Штатах 233 килограмма, в Германии – 136, в Бельгии – 173, в Англии – 105, a в России всего 25 килограммов. Россия остается невероятно, невиданно отсталой страной, нищей и полудикой, оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки.
О том, что происходит эта «редкость» культуры в русской деревне из-за крепостнических отношений и всевластия крепостников-помещиков (перед которыми так раболепствуют «тузы» нашего капитализма), – об этом миллионеры скромно умалчивают. Болтать о культуре, о развитии производительных сил, о поднятии крестьянского хозяйства и т.п. – все большие мастера и великие любители. Но как только речь зайдет об устранении того камня, который мешает «поднятию» миллионов обнищалого, забитого, голодного, босого, дикого крестьянства, – тут у наших миллионеров прилипает язык к гортани.
В чем же дело? «Промышленность и Торговля» вынуждена признать, что все дело в условиях жизни деревни.
Что же необходимо для того, чтобы десятки миллионов русских крестьян увеличили свое потребление, перестали быть нищими, стали, наконец, хоть сколько-нибудь людьми?
Сатрапы нашей промышленности отвечают пустой фразой: «общее культурное развитие страны», рост промышленности, городов и пр., «подъем производительности крестьянского труда» и т.п.
Пустое фразерство, жалкие отговорки! Более полвека происходит в России такое развитие, такой «подъем». За «культуру» распинаются все классы. На почву капитализма становятся даже черносотенцы и народники. Вопрос стоит давно иначе: почему это развитие капитализма и культуры идет у нас с черепашьею медленностью? почему мы отстаем все больше и больше? почему эта увеличивающаяся отсталость делает необходимою экстренную быстроту и «стачки»?
На этот вопрос, вполне ясный каждому сознательному рабочему, сатрапы нашей промышленности боятся ответить именно потому, что они – сатрапы. Они – кучка монополистов, защищенных государственной помощью и тысячами проделок и сделок с теми черносотенными помещиками, которые своим средневековым землевладением и своим гнетом осуждают население на нищету, а всю страну на застой и гниение. Иначе быть не может.
Чтобы телега на железном ходу не была редкостью, для этого нужен свободный, культурный, смелый, умеющий справляться с рабовладельцами фермер, способный рвать с рутиной, распоряжающийся всей землей в государстве. А от крестьянина, придавленного до сих пор Марковыми и Пуришкевичами с их землевладением, ждать «культуры» не приходиться. Миллионеры нашей промышленности предпочитают делить с Пуришкевичами их средневековые привилегии да вздыхать об избавлении «атечиства» от средневековой антикультурности...
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 802;