Эллинистическая культура. Новый этап в развитии древнегреческой культуры.
Расширение микрокосма. В рамках полисной культуры человек жил прежде всего в своем полисе. Теперь он живет в империи, частью которой является его полис. Космополитизм. Перемещение больших масс народа на огромные по тем временам расстояния в ходе военных походов. Отсюда девальвация гражданства. Индивидуализм вместо коллективизма.
Синкретизм. Создание единой культуры на всем пространстве державы. В основе – эллинская культура (койнэ – общий язык на основе греческого). Синтез греческой полисной и персидской деспотической культур.
Религия. Роль ее повышается. Греческие боги получают древневосточные черты. В связи с расширением микрокосма человек чувствует себя одиноким, исключенным из общины. Особенно это относится к покоренным народам (например, Иудея, включенная в состав державы Селевкидов). Отсюда – возвышение индивидуальных этических религий прощения, особенно на востоке (например, в Иудее). Культы Кибелы и Исиды. Новые синкретические божества (Серапис). Мистицизм. Мессианство. Индивидуализм. Частое обожествление монарха. Обожествление добродетелей.
Культура в узком смысле слова. Каждый эллинистический правитель стремится собрать при своем дворе как можно больше культурных ценностей, ученых и др. Афины, Пергам Сиракузы, Александрия – такие культурные центры (Александрийский мусейон). Стали больше писать, т.е. увеличилось число дошедших до нас авторов => стали больше читать.
Театр. В театре – стремление к реализму (актеров больше, костюмы у них ближе к повседневной одежде, убрали хор). Есть трагедия (Ликофрон), но по-настоящему популярна комедия нравов (Менандр).
Литература. Новая поэзия (Каллимах, Арат, Никандр) – александрийского стиля, ученая поэзия. Предполагается большая эрудированность автора (ср. напр. «Поэму о ядах и противоядиях» Никандра). Содержание приносится в жертву форме. Эпиграммы (Леонид Тарентский). Идиллии (Феокрит). Социальные романы-утопии (Эвгемер). «История» Иеронима из Кардии. «Всеобщая история» Полибия.
Архитектура. Масштабность и помпезность. Пальцовость и крутизна часто подавляют чувство гармонии. Регулярный город (Гипподам). Основной тип храма – диптер. Разрабатывается архитектура частного жилища. Фаросский маяк (Сострат из Книда, 280) = ГЗ МГУ.
Скульптура. Пергамская (последователи Скопаса; психологизм и стремительность движений; Галл, убивающий себя и свою семью, Пергамский алтарь) и Родосская (последователи Лисиппа; Голые мужики, но не классические – спокойные и прекрасные, а надменно-властные, сатрапы всякие; Эллинистический правитель, Лаокоон и его сыновья, Колосс Родосский) школы – основные. Огромное количество. Каждый пацан-не-промах хочет, чтобы было круче, чем у соседа => массовость производства => снижение качества. Реализм вплоть до натурализма, индивидуализма и нудизма. В то же время сохранены классические тенденции. Ника Самофракийская. Афродиты Милосская и Киренская. Мелкая пластика.
Наука. Прежде всего практическая. Отделение от философии. Дифференциация научных дисциплин. Математика делает сильный рывок (Эвклид из Александрии, Архимед из Сиракуз, Аполлоний из Перги). Астрономия (Аристарх Самосский – гелиоцентрическая система мира, Эратосфен Киренский – померил экватор, Гиппарх – геоцентрическая система мира; именно он сбил с толку всю астрономию вплоть до Коперника). Ботаника (Феофраст). Медицина.
Философия.
Последователи Платона (академики – древние Ксенократ, Полемон, Кратет и новые Аркесилай и Карнеад) и Аристотеля (перипатетики – Феофраст, Стратон) постепенно сдают позиции и становятся клубом для избранных. Новые философские группы – киники, стоики, эпикурейцы.
Стоики (Зенон, Клеант, Хрисипп). Название течения от «стоя пойкиле» - некоего цветного портика, с которого вещал Зенон. Суть: весь окружающий мир – телесная, инертная, пассивная субстанция, которая приобретает определенные формы и качества только будучи пронизана творческой силой. Эта творческая сила – праобраз Б_га-Творца. Уже есть эсхатологические идеи. Цикличность мира. Идеи космополитизма. Отрицание рабства.
Эпикурейцы (Эпикур). Боги есть, но они никак не влияют на состоящий из атомов мир. Человек – творец своего счастья. Счастье в том, чтобы прожить жисть незаметно, умеренно, отстраненно от мира, в кругу семьи (и это палка стоикам).
Киники (Антисфен, Диоген). Более демократичная, чем две предыдущие, система. Богатство – оковы для человека. Жить сообразно природе, питаться подножным кормом, не делать лишних телодвижений. К старости сама собою облысеет голова.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 698;