Психологические изменения

Застенчивость и обидчивость. В результате всех физио­логических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и за­стенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувели­чивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материн­ской ласке. Его могут беспокоить возросшие половые же­лания. Он еще не очень ясно представляет себе, откуда они исхо­дят и как поступать. Мальчики и особенно девочки влюбляются в разных людей. Например, мальчик может восхищаться своим учите­лем, девочка может без ума влюбиться в свою учительницу или литературную героиню. Это происходит потому, что в течение мно­гих лет девочки и мальчики придерживались общества представи­телей своего пола, а представителей противоположного пола счита­ли своими естественными врагами. Этот застарелый антагонизм и барьеры преодолеваются очень медленно. Когда подросток впер­вые осмеливается допустить нежные мысли о существе противопо­ложного пола, то им обычно оказывается кинозвезда. Спустя неко­торое время мальчики и девочки, учащиеся в одной школе, начина­ют мечтать друг о друге, но даже тогда пройдет еще много време­ни, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выра­зить свою приязнь в лицо.

Требование свободы часто означает страх перед ней. Поч­ти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребенок. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ре­бенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен в своей способ­ности быть таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

Подросткам необходимо руководство. Учителя, психиатры и другие специалисты, работавшие с подростками, рассказывают, как некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их родители были с ними немного построже, так же как родители не­которых из их друзей, и учили бы их, что хорошо и что плохо. Это не значит, что родители должны стать судьями своих детей. Роди­тели должны поговорить с учителями и родителями других подро­стков, чтобы выяснить обычаи и правила той местности, где они живут. Они, безусловно, должны обсуждать с ребенком эти прави­ла. Но, в конце концов, они должны "сами для себя решить, что они считают правильным, и настоять на своем, хотя это довольно труд­но. Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители вправе ска­зать: «Мы лучше знаем», но — с другой, они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребенку, к его суждениям и его нравственности. Ребенка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что ро­дители доверяют ему, а не те правила, которым они его учат. Но подростку нужны и правила, и сознание, что родители уделяют ему достаточно внимания, чтобы преподать ему эти правила, за­полняющие пробелы в его жизненном опыте.

Соперничество с родителями. Напряженность, возникаю­щая иногда в отношениях между подростками и их родителями, частично объясняется естественным соперничеством. Подросток осознает, что пришла очередь покорять мир, привлекать противо­положный пол, быть отцом или матерью. Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти. Родители подсознательно это чувствуют, и, разумеется, не очень довольны.

Возможны также трения между отцом и дочерью, между мате­рью и сыном. Между 3 и 6 годами мальчик сильно увлечен своей матерью, а девочка — отцом. После 6 лет ребенок старается за­быть от этом увлечении и отрицает его. Но когда в период отроче­ства он испытывает сильный напор чувств, они сначала устремля­ются, как весенний горный поток, по старому засохшему руслу, т. е. снова по направлению к родителям. Однако подросток под­сознательно чувствует, что это нехорошо. В этом возрасте его первая большая задача: изменить направленность своих чувств от родителей к кому-нибудь вне семьи. Он старается уничтожить свою любовь к родителям неприязненными чувствами к ним. Этим, по крайней мере, частично объясняется, почему мальчики грубят матери и почему девочки могут быть необъяснимо антагонистичны по отношению к своим отцам.

Родители, безусловно, привязаны к своим детям-подросткам, и это помогает нам понять, почему мать в душе или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.

 








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 658;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.