На пути к постнеклассической науке XXI в.
На порогеXXI в. естествознание, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития — на уровень постнеклассической науки.
Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемою ориентированных форм, исследований. В определении познавательных целей науки все чаще начинают играть решающую роль не внутринаучные цели, а внешние для науки цели — цели экономического, социального, политического, культурного характера. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами, так как с течением времени они формируют новые уровни своей организации, изменяют свою структуру, характеризуются принципиальной необратимостью процессов и т.п. Среди таких систем особое место занимают природные комплексы, в которые включен человек (объекту экологии, медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы человек — машина и др.)
Становление постнеклассической науки связано с изменением методологических установок естественнонаучного познания:
· формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта — построение сценариев возможных линий развития системы (в том числе и в точках бифуркации);
· идеал построения теории как аксиоматическо-дедуктивной системы все чаще сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний, основанных на методах аппроксимации, компьютерных программах и т.д.,
· все чаще применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;
· исследование развивающихся объектов требует изменения стратегии эксперимента: результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; в первую очередь это относится к системам, существующим лишь в одном экземпляре, - они требуют особой стратегии экспериментального исследования, поскольку нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта;
· нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек;
· изменяются представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования - современные способы описания объектов (особенно таких, в которые непосредственно включен человек) не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.)
Есть основания считать, что по мере развития науки все эти современные особенности естественнонаучного познания будут проявлять себя в еще более контрастных и очевидных формах.
[1] Цит. по: Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. СПб., 2002. С. 16.
[2] Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. 2. С. 136.
[3] Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 44
[4] Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. — М. Прогресс, 1975. С. 11.
[5] Цит. по: Кузнецов Б.Т. От Галилея до Эйнштейна. М.: Наука, 1966. С.38.
[6] Цит. по: Гернек Ф. Пионеры атомного века. – М.: Прогресс, 1974. С. 267.
[7] См., напр., в целом весьма неплохой учебник «Концепции современного естествознания» под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. Между прочим, идея креационизма появилась лишь во втором издании этого учебника, а первое издание прекрасно обходилось без этой идеи.
[8] См.: Ньютон И.С. Математические начала натуральной философии // Собрание трудов академика А.Н. Крылова. Т. VII. — М.-Л.: АН СССР, 1936. С. 32.
[9] Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х тт. Т. 1. – М.: Мысль, 1982. С. 441.
[10] См.: Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 153 – 158.
[11] Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. – М.: Мир, 1990. С. 7
[12] Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
[13] Там же. С. 37
[14] Изотопами называются разновидности атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра, но отличаются по своей массе.
[15] Цит. по: Колтун Марк. Мир химии. – М.: Дет. лит., 1988. С.48.
[16] Цит. по: Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2003. С. 180.
[17] Волькенштейн М.В.Современная физика и биология // Вопр. философии. 1989. № 8. С.9.
[18] Цит. по: Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002. С. 259.
[19] Цит. по: там же. С. 260.
[20] Тейяр де Шарден Я. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. С. 221.
[21] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. – М.: Прогресс, 1983. С. 47.
[22] Фрейд З. Будущее одной иллюзии / Сумерки богов. М., 1989. С. 95.
[23] Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1995. С. 73.
[24] Там же. С. 77-78.
[25] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. С. 201.
[26] Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С. 90.
[27] Подробнее о гипотезе Геи-Земли см.: Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 2002. С.161 – 162.
[28] Римский клуб - международная общественная организация, основанная в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ок. 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует т. н. доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.
[29] Цит. по: Концепции современного естествознания для студентов вузов / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 1997. С. 325.
[30] Там же. С. 354.
[31] См.: Концепции современного естествознания для студентов вузов / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 1997. С. 355 - 357.
[32] Цит. по: Концепции современного естествознания для студентов вузов / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 1997. С. 371.
Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 833;