Медово-восковое хозяйство П. Л. Снежневского
Когда семья (III б) при холодном заносе займет рамок 10 и при установившейся теплоте будет перепадать взяток, г. Снежневский вставляет в середину гнезда пустую рамку, а по обоим краям гнезда, где пчелы охотно возводят трутневые постройки, ставит рамки, сплошь навощенные искусственной вощиной. Если через некоторое время окажется, что средняя рамка затянута пчелиной вощиной, то прибавляют новую пустую рамку и, благодаря этим добавкам, прежние гнездовые рамки все далее отодвигаются в сторону, заполняются медом и осенью могут идти на добычу воска. Но случается, что пчелы, имея старую матку, в предроевую пору, вместо обычной у летка пчелиной вощины, строят трутневую; таковую, если она заполнена медом, П. Л. Снежневский переставляет на край гнезда, куда матка не заходит, а складывается только мед. Освободившееся у летка место занимается снова пустой рамкой. Если же (ІІІа) трутневая вощина не содержит меда, пчеловод немедленно выламывает ее в доход и даже в том случае, если она заполнена червой.
Чтобы отделить воск от червы, вощину бросают в кастрюлю с кипятком и, погрузив в нее ситечко, ложкой вычерпывают поднимающийся воск. Оставшуюся массу просушивают и когда накопится ее много, остатки воска из нее выживаются прессом.
В ульях с теплым заносом пустые рамки ставит впереди, у летка, а с искусственной вощиной — в глубине, у вставной доски и работают тем же порядком.
Для ульев, имеющих сеголетних маток, искусственная вощина не нужна; им г. Снежневский ставит пустые рамки, и постройки обыкновенно возводятся пчелиные.
Насколько часто давать рамки, указывает количество взятка, температура воздуха и др. атмосферные явления. Но во всяком случае в середину гнезда или у летка при теплом за-
носе сразу более одной рамки никогда не ставится, а в безвзя-точное время, или при отсутствии матки, дача пустых рамок совершенно прекращается; она возобновляется, когда препятствия к выделению пчелами воска исчезнут, и может продолжаться до конца сезона.
Эти частые осмотры и добавка рамок несомненно беспокоят пчел, прерывая их работу, а потому г. Снежневский предлагает еще два способа получения воска, не требующих разборки гнезда.
Первый способ состоит в использовании подрамочного пространства, которое или существует уже (в ульях Левицкого, славянском), или создается постановкой пустого полуящика между отъемным дном и корпусом улья. В это подрамочное пространство, имеющее сзади улья дверку или втулку, вставляется ящик с навощенными линейками, и здесь пчелы удовлетворяют свою потребность строить вощины, причем трутневые немедленно через втулку вырезаются и поступают в доход, а пчелиные оставляются пчелам до осени для червы и меда.
Второй способ — постановка поверх гнезда магазинов, причем над червой ставятся полурамки, частью застроенные, частью с искусственной вощиной, а по краям полурамки пустые. Затем средние застроенные полурамки, когда на них начнут работать пчелы, раздвигают и между ними вставляют пустые, чередуя их с застроенными. Появившаяся над червой трутневая вощина, во избежание перехода на нее матки, переставляется к краям магазина, как посуда для меда, или уничтожается.
Эти два способа не представляют собой такого насилия над пчелами, как держание гнезда в течение всего лета в разорванном состоянии, путем постановки в середину все новых и новых пустых рамок, которые препятствуют планомерным переходам матки с рамки на рамку. Кроме того, прохладные дни, случающиеся у нас летом, остуживают гнездо.
П. Л. Снежневский сообщает, что он при своем медово-восковом хозяйстве с 37 Даданов получил 100 пуд. меда, 3 пуда воска и 25 искусственных роев. Но эти цифры, как и все подобные односторонние сообщения из нашей периодической литературы, ничего не говорят ни за, ни против этих приемов; они были бы ценны только в том случае, если бы рядом с ними стояли бы выраженные в цифрах результаты, полученные от таких же ульев, на той же пасеке, но не подвергавшихся вышеописанным операциям. Пока же мы, на основании этих цифр, знаем только, что г. Снежневский умелый пчеловод и работает в очень хорошей местности и что он совершенно самостоятельно пришел к тому же заключению, к какому пришли Кунтш и Прейс со своими "Baurahmen amu", т. е., что пчелам надо давать возможность строить даже и трутневые
вощины, но не выводить трутней. Это дает воск и одновременно удерживает пчел от роения, не ослабляя трудолюбия.
У дуплянок гнездо обновляется только при выбивке при конце взятка. Если оно содержит много червы, но мало меду, то прибегают к методу Юшкова, т. е. семью в виде перегона заставляют на прежнем месте пустой дуплянки построить вощанку, а занос временно, до окончания взятка, надставляют и примазывают глиной на другую дуплянку, у которой снят потолок. Потом этот занос идет в доход медом, превращаясь в переломок-медок (подробности смотри в методе Юшкова).
Высказываемое иногда мнение, что неразборный улей более удобен для получения воска, настолько неосновательно, что его не стоило бы опровергать. \
Главное, что требуется от пчелиного жилища при постройке пчелами сотов — это теплота, и рамочный улей можно гораздо лучше утеплить, чем колоду и тонкостенную дуплянку, у которых значительная часть помещения остается совершенно не занятой пчелами, служа причиной охлаждения улья.
Большая часть воска поступает теперь на рынок, конечно, с пасек неразборных, и это понятно, так как таких пасек гораздо больше, но само производство воска на этих пасеках обходится очень дорого. Весной выделение воска и постройка сотов для пчел очень тяжелы, а между тем, на подрезанных весной или еще осенью сотах и неразборных ульях они вынуждены этим заняться, так как у них мало места для червления матки. Семье придется или отказаться от постройки, и тогда встретить главный взяток недостаточно сильной, маломощной, или производить постройку при ненормальных условиях, как тем пчелам, с которыми в прошлом веке делались опыты. В конце весны и в начале лета пчелы в неразборных ульях строят вовсю, но по преимуществу вощину трутневую; если фунт такой вощины обошелся пчелам только в 4 фунта меда, то выведшиеся в ней трутни съели 15 ф., и пасечнику не легче.
Еще дороже обходится воск роям, выходящим обыкновенно при начале главного взятка; расходуя, благодаря благоприятным условиям, фунта по 4 меда на 1 ф. воска, они теряют десятки фунтов меда, не будучи в состоянии при отсутствии вощин сложить его, и, вместо лета в поле, сидят на стенках улья, выпотевая воск.
Разумный пасечник в рамочном улье заставляет пчел производить воск тогда, когда они могут это сделать с минимальными затратами, а у неразумного дупляночника пчелы производят его обыкновенно в те периоды сезона, когда это им обходится дороже всего и под влиянием тяжелой необходимости. Сказанного вполне достаточно, чтобы выяснить
всю неосновательность предпочтения при восковом хозяйстве неразборного улья рамочному.
Перечислю теперь главное, что может способствовать увеличению количества получаемого у нас воска.
1) Распространение пчеловодства вообще и рамочного в особенности.
2) Выяснение пасечниками, путем опыта, насколько выгодно или убыточно в условиях их местности ведение медово-воскового хозяйства и введение его на всех тех пасеках, где оно прибыльно, или, по крайней мере, не убыточно. Выгода от него и на этих последних пасеках получится, так как частое обновление сотов является одной из лучших мер против заразных болезней.
3) Объединение пасечников в общества и кооперативы с целью получить возможность сбыта воска непосредственно в руки потребителя; и тогда огромная сумма, остающаяся в руках скупщиков и других посредников, останется в руках пасечников, поощряя дальнейшие их шаги для получения воска.
4) Улучшение способов добывания воска из вощин и приобретение в каждом районе по одному экстрактору, дающему возможность увеличить получение воска путем дальнейшей обработки восковых выжимок; такие экстракторы входят в употребление за границей, и хотя по цене своей доступны только крупным производителям, но всегда окупятся, если будут работать на пользу целой кооперации.
5) Бережливое отношение к тем малым кусочкам вощины и воска, разбрасывание которых по пасекам представляет собой обычное явление.1
Возможны и другие меры для увеличения у нас количества воска.
Может быть повышена цена на воск и в соответствии с этим уменьшен размер восковой свечи, так как величина ее не имеет значения перед богом, которому важна не она, а то чувство молящегося, которое побуждает его принести богу дар, жертву, свечу (а в древности агнца, голубей). Возможны и другие выходы из создавшегося положения, но, во всяком случае, наименее приемлемо — это покупка воска за границей на многие миллионы народных денег, столь нужных нам самим.2
. ' Некоторые рекомендуют каждому пасечнику перед началом работы перекинуть через шею веревочку, к которой приклеивать все попадающиеся под руку кусочки воска, с тем, чтобы по окончании работы смахнуть их в солнечную воскотопку.
2 "Из рук иноземцев" "не приносите всех таковых животных в дар богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них; не приобретут они вам благоволения" (Левит 22, 25).
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 11330;