Хозяйство Ю. С. Шелухина
Ю. С. Шелухину удалось применить метод Лайянса и его улей в широком масштабе на юге России (в Полтавской губ. Золотоношского уезда).
Хотя его большая пасека в несколько сот ульев перевозится дважды за лето, тем не менее он убежден в необходимости огромных ульев. Тесным ему показался даже улей Лайянса с его 22-мя рамками, и партия, которую он заказал в Боярской школе пчеловодства в 200 шт., была сделана на 26 рамках.
Ж. Лайянс в своих руководствах в общем очень краток относительно тех приемов, которые он применяет в отдельных случаях в связи с индивидуальностью каждого улья. Все у него идет по общему шаблону, а потому будет не безразлично знать, что предпринимает Шелухин в своих Лайянсах на русской почве, когда шаблон оказывается непригодным для той или другой семьи, и при условиях взятка меняющихся.
(VI) Ульи Шелухина имеют двойные стенки, съемное дно, два летка — на передней стороне и запасной небольшой леток в торцевой стороне; в улей входят 26 несмыкающихся рамок Лайянса, накрываемых сверху дощечками, поверх которых кладется подушка. Она состоит из дощечатой рамы, обитой снизу холстом и наполненной опилками, сверху на нее натянута (VIII) проволочная сетка от мышей (ульи зимуют в омшаннике
без крышек, с летками, закрытыми жестяными задвижками с прорезами в 7 мм, пропускающими пчел, но не мышей). Расстояние от сота до пола около одного вершка (приблизительно 1/2 верш, до рамки и 1/2 верш, нижний брусок рамки); летки у дна; по бокам крыши вентиляторы, забитые сеткой и закрывающиеся задвижкой.
К большинству ульев на пасеке Шелухин применяет метод экстенсивный, который, по его мнению, менее хлопотлив, чем нижеописанный интенсивный. Состоит экстенсивный метод в следующем.
Метод. В начале мая семьям, перезимовавшим на 8—10 рамках, сразу добавляется по 5—7 рамок отстроенных вощин бок о бок с крайней рамкой червы. Такое расширение места для червления предупреждает у пчел возникновение желания роиться. Охладить же гнездо г. Шелухин не боится, т. к. улей -лежак, вощины занимаются червой не сразу, а постепенно, соразмерно с ростом семьи, и, наконец, сами вощины служат защитой от холода; все это напоминает метод Лайянса.
Однако, в конце мая или в начале июня, в случае благоприятной погоды, некоторые семьи могут задумать роиться и для этого заложат маточники. Обнаружение (ІІІе) их и наблюдение за этими семьями довольно затруднительно. Чтобы облегчить этот надзор, г. Шелушин прибегает к "контрольной" рамке; она представляет собой рамку с искусственной вощиной, вставляемую около крайней рамки с червой; покрывная дощечка, под которой находится эта рамка, отмечается. Время от времени пчеловод снимает ее и, вынув контрольную рамку (не трогая остальных) осматривает ее. Характер работы семьи на этой рамке, по сравнению с работой других семей на тех же рамках, дает, до известной степени, возможность сказать, имеются ли в улье маточники, или нет. Вообще можно сказать, если на рамке нет мисочек и работа по оттяжке вощины идет правильно, то значит пчелы о роении не думают. Если же вощина не отстраивается или отстраивается туго и вместе с тем имеются незачервленные мисочки, то улей требует учащенных осмотров.
Если же в мисочках найдены яички или личинки, то значит пчелы вспомнили о роении или меняют матку, и в этом случае у торцевой стенки улья устраивается нуклеус с маточником и пчелой, стряхнутой с 2—3-х рамок. Когда нуклеус обзаведется плодной маткой, старая матка удаляется, и обе семьи соединяются. Т. к. молодая матка почти никогда не роится, то дальнейшие работы в улье сводятся к добавке рамок по несколько штук сразу и к выкачке меда, которую г. Шелухин производит раза четыре во второй половине лета (т. е. во время главного взятка с поздней гречихи). Только 20% ульев, к которым применяется этот, называемый Шелухиным, экстенсивный
метод, обыкновенно заставляют прибегнуть к устройству неук-леусов, остальные же отказываются от роения сами и каждые 8—12 дней получают по новой контрольной рамке с искусственной вощиной рядом с предыдущей, к тому времени отстроенной и зачервленной. Если взяток настолько слаб, что пчелы вообще не строят, то смена маток протекает незаметно для пчеловода, но это и не важно, так как при таких условиях сопутствующего смене маток роения в большинстве случаев не бывает.
Но находится обыкновенно группа ульев, приблизительно на 10% всей пасеки, которая, усердно работая в течение всего июня, в середине июля начинает плохо отстраивать контрольные рамки и закладывает на ней маточники. Матка таких ульев около середины июля сажается в ганемановскую клеточку. Червление теперь не нужно, так как начался главный и последний взяток. Между тем пчелы чувствуют бездеятельность матки, обыкновенно закладывают свищевые маточники; но если бы и они этого не сделали, то им дается рамка с маточником или маточник; или, наконец, они продолжают воспитывать уже заложенные ими самими роевые маточники. Пасечник не боится отхода певчих роев, так как цветущая гречиха, дающая обильный взяток (иногда от 4 до 20 ф., — были случаи и в 30 ф. в день), занимает их больше, чем роение, и они не препятствуют молодой матке уничтожить все маточники.1 Перерыв в червлении также не страшен, т. к. молодая матка сравнительно долго не прекращает осенью червления, и население улья, состоя по преимуществу из молодых пчел, пойдет на зимовку в достаточной силе.
Я подчеркиваю, что матка попадает в ганемановскую клетку не раньше середины июля, т. е. начала главного взятка. Если бы она была заперта раньше, то, во-первых, прекратилось бы червление в то время, когда оно должно идти самым энергичным образом, а во-вторых, молодые матки вывелись бы тогда, когда взяток еще недостаточно силен, чтобы удержать пчел от роения, и в результате получились бы рои. Предупредить выход их можно было бы только внимательным осмотром огромных ульев и уничтожением всех лишних маточников, что очень хлопотливо. Вот почему в течение июня, т. е. до наступления главного взятка, г. Шелухин предпочитает отводить нуклеусы и этим дать возможность матке, желающей роиться (или подлежащей естественной смене), еще некоторое время червитъ, по возможности до оплодотворения молодой матки в нуклеусе. Сам отвод нуклеуса действует как мера, задерживающая роение и осуществляет смену матки (ІІІз).
' На мой вопрос, не замечается ли после заключения старой матки в клеточку ослабления энергии пчел в сборе меда, г. Ш. ответил, что до сих пор этого не замечал.
Старую матку, попавшую в июле в ганемановскую клетку, после оплодотворения молодой свободной матки, убирают.1 Владелец пасеки убежден, что присутствие старой матки в клеточке не мешает молодой матке совершить брачный вылет. Ю. С. Шелухин вполне соглашается с Лайянсом, что в больших ульях пчелы мало роятся; если и бывают рои, то обыкновенно они состоят не из нормальных перваков, а из певчих, вышедших из тех ульев, где пчелы сменяли своих маток. В общем из тех ульев, к которым был применен экстенсивный метод, на зиму идет только 1/3 часть семей с молодыми матками.
Желание сменить матку возникает у 30% семей. К незначительному числу ульев Ю. С. Шелухин продолжает применять интенсивный способ, который он считает хлопотливым.
Этот метод состоит в том (ІІІа), что если на пасеке не предвидится роевых маточников, то заранее принимают меры к получению в нескольких ульях свищевых, для чего эти ульи обезматчивают и подкармливают; затем из вполне благополучной семьи во второй половине мая выделяют нуклеусы у боковой стенки улья. Пчеловод прививает ему зрелый маточник и затем усердно подсиливает червой, стараясь, чтобы обе матки, старая и молодая, червили бы во всю, но вместе с тем, чтобы старая матка ни в коем случае не вздумала роиться. В предупреждение этого последнего черва для подсилки нуклеуса берется из того же улья от старой матки, которой взамен вставляется сушь.
К 1-му июля (IVб), к началу взятка, каждая матка имеет рамок по 12—13 густо покрытых пчелой; теперь старая матка удаляется, ульи соединяются и начинается центрифужение меда. Этот интенсивный метод тем сложнее экстенсивного, что при нем устраивают неуклеусы, к которым постепенно прибавляют рамки с червой, между тем, как при экстенсивном нуклеусы образуют только в 10—20% ульев, которые, как было сказано, до наступления середины июля обнаружат желание роиться.
Итак, при экстенсивном методе, добавив сразу в мае 5 рамок суши, следят за контрольной рамкой, повторно помещаемой рядом с гнездом и состоящей из искусственной вощины. Если желание роиться будет обнаружено в июне, то сбоку улья устраивается нуклеус; а затем молодая матка нуклеуса делается хозяйкой всего улья.
Если же желание роиться обнаружится незадолго перед главным взятком, то старую матку запирают в ганемановскую
' Вероятно, Ю. С. старую матку держит в ганемановской клетке потому, чтобы не делать улей безматочным и в случае гибели молодой матки на проигре иметь запасную и предупредить появление трутовки.
клеточку, а после оплодотворения ее приемницы, удаляют совсем.
При интенсивном способе нуклеус образуется в первой половине мая и независимо от желания пчел роиться. Повторными передачами нуклеусу червы от старой матки задерживают роение старой матки и выравнивают силу обоих семей в улье. С наступлением взятка семьи соединяются.
Дополнительные сведения.Идея контрольной рамки, как было сказано раньше, возникла за границей (см. методы Прейса, Кунтша), но там эту рамку дают пустой, вследствие чего пчелы на ней строят трутневую вощину и этим, с одной стороны, удовлетворяют или "растрачивают", как говорит Марше, свое влечение к роению, с другой стороны, дают пчеловоду воск. Пчелы строят маточники по преимуществу на новой вощине, а потому на контрольной рамке маточники появляются раньше (подробнее см. метод Прейса).
Интересно, как Ю.С. ІІІ-н перевозит (ІІІi) свои громоздкие ульи. На крестьянской телеге их помещается 6 штук, три впереди телеги и три сзади летками к колесам. Но раньше, чем их грузить, на телегу кладутся две доски в 1,25 верш. толщины, концы которых покоятся на передней и задней перекладине телеги; на эти доски, параллельно осям, прибиты 4 бруска длиной в ширину телеги; расстояние между брусками таково, что между ними помещаются выступающие вниз на дне улья шпуги; таким образом улей покоится на упругих досках и благодаря своим нижним шпугам не может сдвинуться ни по направлению к лошади, ни к заду телеги; а для того, чтобы улей не съехал вбок, имеются колышки, которые втыкаются в отверстия, сделанные в брусках. Таким образом нагрузка телег идет чрезвычайно быстро, и если нет косогоров то увязки совершенно не требуется, лишь бы только не сдвинулись доски; а их иногда приходится привязать к телеге веревкой, но обыкновенно тяжесть груза и большая площадь трения делают привязку лишней.
Внутренняя упаковка этих ульев тоже не сложна. Подушка и покрывные дощечки снимаются и складываются на дно телеги, под доски платформы; вставная доска у рамок закрепляется двумя гвоздиками, вбитыми в переднюю и заднюю стенки улья, а вентиляторы в крышке открываются. Пчелы, встревоженные при погрузке, при первых же шагах лошади покидают рамки и скопляются под крышкой улья; здесь их продувает сквозняк, проходящий через вентиляторы, кроме того, в большом улье воздуха достаточно, чтобы все в нем осталось целым и невредимым.
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 854;